|
|
|
Столичный Майдан Независимости в очередной раз привлек к себе пристальное внимание прессы.
Нет, на этот раз его не сотрясают многотысячные митинги сторонников той или иной политической силы, там не выкрикивают громких лозунгов и не видно отрядов «Беркута». Причиной высокой концентрации людей с камерами и диктофонами на главной площади страны стал конфликт между городскими властями и продавцами сувениров с национальной символикой, традиционно торгующих в самом центре Киева.
Не только сами киевляне — любой турист, хоть раз приезжавший в украинскую столицу, прекрасно знает: если нужен сувенир с национальной символикой или компакт-диск с украинской музыкой — надо отправляться на Майдан, к Главпочтамту. Продавцы желто-голубых флажков и патриотической литературы появились здесь — тогда еще на площади Октябрьской революции — в далеком 1989 году, когда за реализацию подобного товара легко было схлопотать срок по какой-нибудь из многочисленных политических статей. Но какие бы палки в колеса «национально-сознательной» торговле ни ставила тоталитарная власть — даже она никогда не пыталась выгнать этих неугодных ей людей с площади силой.
Сегодняшние «хозяева города» оказались решительнее. То, что на официальном языке обтекаемо называют «реорганизацией торговли национальной символикой в центре Киева», на деле означает изгнание продавцов с площади, причем — самыми беспардонными методами. И спустя почти два десятилетия существования (более полутора из которых — в независимой Украине) многолетний символ столицы имеет вполне реальные шансы исчезнуть.
Чиновники выходят на тропу войны
Рабочее место предпринимателей, торгующих сувенирами, размещается на арендованной ими территории площадью 40 кв. м около здания Главпочтамта. Еще в 1991 году, предвидя возможные гонения со стороны властей, продавцы для коллективной защиты своих интересов объединились в профсоюз работников независимой прессы, который существует и поныне. Его членами являются девять человек, большинство из которых пенсионеры и инвалиды. Утром 2 августа, как обычно, они привезли на место своей работы столы и приблизительно две тысячи музыкальных компакт-дисков.
«Около 10 часов прибыли какие-то люди на «Газели». Без каких-либо объяснений они собрали столы и ящики с дисками, закинули все в прицеп автомобиля и увезли в неизвестном направлении. Товар забрали без акта изъятия, без протокола нарушения. И при этом присутствовали представители милиции. Мало того, они даже оттесняли нас (предпринимателей) в то время, когда неизвестные лица грузили вещи. И все это зафиксировано на видео, — рассказывает Ярослав Мельник, бизнесмен, чью продукцию конфисковали. — Мы сразу же подали заявление в милицию, в котором просили открыть уголовное дело по факту незаконного изъятия товара».
Уже 3 августа ситуация прояснилась. Стало понятно, что «наезд» совершила не бандитская группировка, а городская власть. В тот день киевский городской голова Леонид Черновецкий на брифинге в мэрии заявил: «Никогда, пока я буду оставаться мэром Киева, на Майдане Независимости, который является символом страны, не будет никаких лавок, громадного размера вот этих столов, где продавалось все подряд, в том числе и антисемитская литература». Кроме того, мэр сказал, что торговля «носками и всякой чепухой» недопустима на главной площади страны. После чего поблагодарил председателя Шевченковского района Виктора Пилипишина за очистку Майдана и прилегающей к Главпочтамту территории от столов торговцев.
В последующие дни различные городские чиновники, давая комментарии журналистам, обвиняли предпринимателей в отсутствии документов и называли их стихийными торговцами. Члены профсоюза работников независимой прессы Ярослав Мельник и Сергей Тафий категорически возражают: «Во-первых, у нас есть разрешение на торговлю, выданное Шевченковской районной государственной администрацией города Киева. Во-вторых, договор аренды земли действителен до 31 августа 2007 года, в нем есть четкая схема расположения нашего участка. Так что называть нас стихийными торговцами без каких-либо документов никак нельзя». Вполне определен и ассортимент здешнего товара: музыкальные диски с украинской музыкой, национальные флаги, книги, значки — все, что символизирует Украину и связано с ней.
Никаких носков здесь никогда не продавали. Не оставили активисты без внимания и реплику мэра об антисемитской литературе: «Во-первых, пусть он точно скажет, какую именно антисемитскую книгу тут увидел. Во-вторых, мы продаем продукцию официально зарегистрированных издательств, а не какой-то там подвальный самиздат, и за содержание книг отвечают они. Если государственные органы не изъяли тираж книги, значит, она соответствует законам Украины».
Боевые машины
Утром 4 августа власти города нанесли еще один удар. Когда продавцы приехали на работу, оказалось, что их торговые места уже заняты… тремя поливальными машинами и экскаватором. На просьбу переставить технику ее водители никак не отреагировали. Людям пришлось ждать, пока одна из машин не понадобилась где-то в городе по своему прямому назначению. Когда она отъехала, активисты легли под колеса подъезжавшего на замену трактора — и тот так и не занял освободившееся место.
Чуть позже аналогичным способом удалось освободить еще один кусочек территории. Торговцы резонно замечают, что коммунальная техника должна бы работать на благо киевлян, а не простаивать на Майдане, впустую растрачивая деньги налогоплательщиков. «Мы уже которые сутки почти что живем на Майдане, — говорят торговцы. — Боимся: если уйдем домой, наше место сразу же опять заставят поливалками».
Недельное противостояние на самом Майдане и устроенный в четверг под стенами мэрии митинг заставил городскую власть хотя бы пообещать диалог с «сувенирщиками». Теперь им усиленно предлагают переехать на якобы «традиционно приспособленный для такой торговли» Андреевский спуск.
Тем временем члены профсоюза начали сбор подписей в защиту торгового ряда с национальной символикой на Майдане Независимости. И только за первые три дня собрали больше полутора тысяч автографов. «Киев уже полностью стал неукраинским городом. Недавно мне нужно было купить в подарок родственникам украинскую книжку и кассету. Поехала на Петровку. Там мне показалось, что я не в Киеве, а в Москве или в Петербурге: вокруг была представлена продукция только российских издательств. Я не могла найти ни единой отечественной книги. А теперь закрывают одно из последних мест, где можно купить украинскую музыку и книги», — говорит Мария Сноз, одна из постоянных здешних покупательниц. Автор: Радченко Дмитрий
|