Несмотря на мощное развитие автоиндустрии, зарплаты людей, работающих на автопроизводстве, пока совсем небольшие. Так, в среднем оператор на конвейере любого регионального автозавода (ГАЗ, УАЗ, ВАЗ) получает 11-14 тысяч рублей. В это время рабочий на санкт-петербургских заводах (из запущенных это Ford и General Motors) получает около 18 000 рублей, и зарплаты в питерском автопроме будут только расти.
Питерские инженеры и рабочие могут себе позволить выдвигать собственные требования работодателям. Уровень конкуренции за квалифицированные кадры в Ленинградской области близок к критическому.
На сегодняшний день здесь строится как минимум 4 новых автозавода (Toyota, General Motors, Nissan, Suzuki), а также огромное множество предприятий по производству автокомплектующих. Кроме того, увеличивает производственные мощности Ford, присматривает себе место Peugeot-Citroen. Представители питерских кадровых агентств, занимающихся подбором персонала для иностранных автопроизводителей (EMG Professionls, PAI Personnel, «Версус-Сервис»), подтверждают: недалек тот момент, когда квалифицированные специалисты в Питере просто кончатся.
«Санкт-Петербург – это регион с исторически сложившейся высокой долей людей с высшим образованием, поэтому все новые игроки рынка рабочей силы будут испытывать определенные трудности в поиске людей, желающих работать на производстве», - признают в представительстве General Motors. К слову, даже в Москве, где плотность населения гораздо выше, а вся автопромышленность представлена «Автофрамосом» (Renault), есть сложности с набором персонала. «Не будем скрывать, что работа на производстве - тяжелый физический труд, - комментируют на заводе. - А привычка работать на производстве утеряна, многие оказываются к этому не готовы».
Практически все иностранные автопроизводители основную ставку делают на сотрудничество с профессиональными техучилищами, выпускников которых заводы будут тренировать сами. Регионы – основные «кормушки», откуда иностранцы стремятся привезти опытных специалистов. «Менеджеры едут из Тольятти, Москвы, Нижнего Новгорода, но массового притока мы не видим, - комментирует консультант по подбору персонала компании EMG Professionls (г. Санкт-Петербург) Елена Гончарова. - Идут не столько за деньгами, сколько за новыми задачами - это очень сильно мотивирует.
Если говорить о рабочих, то притока из регионов нет. Мы наблюдем утечку ресурсов с одного питерского завода на другой. Рабочие покидают место работы из-за лишних ста долларов и выбирают место поближе к дому. Компании, остающиеся без персонала, обещают улучшить условия труда и повысить зарплату».
Дефицит квалифицированной рабочей силы заставляет производителей идти на существенные уступки.
Например, производитель шин Nokian Tyres, который достраивает завод под Санкт-Петербургом, строит отдельное жилье для привезенных сотрудников, которое отдает практически даром. И все-таки опытные специалисты не торопятся покидать родные города и насиженные места.
Рабочие, кажется, стали готовы драться за улучшение условий труда на местах. Эффект от забастовок на Ford (г. Всеволожск) отметили во всех опрошенных кадровых агентствах и выразили уверенность, что сила профсоюзного движения в России будет расти. Так, например, за последние два месяца бастовать вздумали ВАЗ и GM-AVTOVAZ. И не важно, что, возможно, забастовки эти были обусловлены политическими мотивами или являлись скорее шоу, чем грамотно спланированными акциями, интересен сам факт: рабочие впервые за долгое время «очухались» и попытались предъявить свои требования.
Российская рабочая сила традиционно считалась одной из самых дешевых. Не случайно китайцы намеревались строить здесь свои заводы, но потом отказались: поняли, что строить дешевые машины в России за счет дешевой рабочей силы, как они это делают в Китае, не получится. Новоприбывшие автопроизводители прекрасно понимают, что платить придется если не на европейском уровне, то хотя бы ближе к нему, и уже сегодня прогнозируют зарплату своим будущим сотрудникам в среднем на 15% больше по рынку. Например, в представительстве GM, отметили, что действительно наблюдают спад лояльности работников к работодателям и рост запросов в отношении компенсации.
«Это реальность, с которой мы столкнулись, и мы стремимся профессионально и творчески разработать систему компенсации и бонусов так, чтобы сделать привлекательным компенсационный пакет, предлагаемый нашей компанией, - говорят в ДжиЭм. - В ситуации жесткого рынка выигрывает тот, кто уделяет большое внимание развитию культуры компании и стратегии удержания персонала, кто делает все для того чтобы работники гордились тем, что являются частью компании, и строили бы свои жизненные и карьерные планы вместе с компанией».
Деньги в западных компаниях - не самое главное, подтверждают и эксперты- кадровики. «Судить о преимуществах работы на том или ином предприятии только по уровню заработной платы некорректно, - отмечает гендиректор кадрового агентства «Версус Сервис» (г. Санкт-Петербург) Наталия Волкова - Большую роль играют условия труда и социальные льготы. Однако возможно, по отношению к другим отраслям производства зарплаты в автоиндустрии незначительно вырастут».
По оценке гендиректора кадрового агентства PAI Personnel (г. Санкт-Петербург) Арины Куприной, повышение заработной платы рабочих уже идет, в среднем оно составляет 10 - 15 % в год на автомобилестроительных заводах. «Естественно, повышение зарплаты провоцируют новые строящиеся производства, они предлагают более привлекательные условия для работников, тем самым, вынуждая остальные компании также повышать заработную плату», - говорит г-жа Куприна.
Таким образом, зарплата рабочего на питерском конвейере в ближайшие два года может вырасти с 18 до 20- 23 тысяч рублей. В это время на вазовском конвейере, например, средняя зарплата составляет 13 тысяч рублей, и даже если предположить, что она также вырастет на 15%, получится никак не больше 15 тысяч рублей.
Эксперты не исключают, что на российских автозаводах в ближайшее время достаточно часто могут возникать производственные конфликты, которые в свою очередь приведут к забастовкам. Однако радикальных последствий, скорее всего, удастся избежать: на данном этапе развития автопромышленности производители все равно будут идти на уступки… Автор: Костякова Елена
|