По роду своей деятельности мне приходится много встречаться и беседовать с людьми, работающими в нефтегазовой отрасли. Везде – особенно в малочисленных предприятиях в Усинске, Ухте, Печоре, в поселке Зеленоборск и т.д. – там, где только-только «родились» первичные профорганизации, невольно приходишь к выводу о том, что рабочий класс сегодня перестал быть интересен обществу, а реальный характер социально-трудовых отношений по большому счету не отвечает критериям социального партнерства.
Положение рабочих характеризуется зависимостью, подчиненностью, неустойчивостью достигнутых позиций, отчужденностью от властных полномочий и возможности на что-то влиять. Многие несут груз постоянных тревог: одни боятся увольнения, другие сетуют на самодеятельные «вариации» в оплате труда, к которым прибегает работодатель с целью ее урезать, и в целом на ее низкий для Севера уровень, часть чувствует неуверенность в своем будущем, в будущем своих семей. Невысок и уровень идентификации рабочих с конкретным предприятием. «Вкалываешь до потери пульса, а все равно в любую минуту могут выставить вон» – так говорят люди непосредственно в коллективах, особенно работающие вахтовым методом.
Бесценная акция
Разобщенные, социально слабые, зависимые от произвола собственников промышленные рабочие, по сути, отброшены на периферию социального мира и не рассматриваются как значимые участники социального партнерства. О каком партнерстве можно говорить, если даже работники, владеющие акциями своих предприятий, фактически не участвуют в управлении собственностью?! Более того, сама акция не представляет для них ценность в экономическом смысле и не считается источником дохода, поскольку дивиденды либо мизерные, либо годами вообще не выплачиваются. Став номинальными собственниками, работники-акционеры так и не стали собственниками реальными. Их права активно отчуждались и отчуждаются владельцами более крупных пакетов акций, что уравнивает рядового акционера с наемным работником. Неслучайно мнение о том, что такие акционеры могут на деле участвовать в управлении организацией, вызывает иронию и смех.
«Дикие помещики»
Все эти российские реалии последних лет особенно наглядно высвечиваются, когда идет первый этап самоорганизации работающих в союз по профессии. Слушаешь их выступления, приходишь к выводу об их разобщенности, слабом знании своих прав и возможностей, что не позволяет им отстаивать собственные права и интересы.
Отданные на откуп новым хозяевам, многие рабочие не обнаруживают способности и стремления к самоорганизации в рыночных условиях, по-прежнему оценивают себя по ранее освоенным советским образцам, в которые включены упрощенные рыночные ориентиры. А порой и просто проявляют элементарные малодушие и нетребовательность, удовлетворяясь дешевыми подачками со стороны работодателя.
К сожалению, и класс новых собственников пока не обнаруживает заинтересованности в достоверной социальной информации о процессах, происходящих в рабочей среде, или сознательно их игнорирует. Эта новая прослойка освоила пока что худшее из дикого капитализма: примитивные экономические рычаги, усиленные механизмами внеэкономического волевого принуждения. Эти, по выражению Салтыкова-Щедрина, «дикие помещики», перекочевавшие в современную Россию из XIX века, не стесняются заявлять о том, что «мы лучше самих работников представляем их интересы и какие-то там профсоюзы нам без надобности».
Здравый смысл
А между тем страна интегрируется в мировую цивилизацию, и в России все более актуальной становится так называемая социальная отчетность, подчеркивающая, что «наша организация соответствует социальным стандартам, принятым в цивилизованном обществе». На деле мы нередко констатируем факты грубого вмешательства работодателей во внутренние дела профсоюза, нарушение ими профсоюзных прав, самоуправство и превышение должностных полномочий, воспрепятствование законной деятельности профорганизаций.
Примером этому может служить судьба профсоюзной организации ООО «Северный транспорт-2». Она была создана в июле этого года по инициативе рабочих. Но работодатель сказал: «Мне профсоюз не нужен!»
На борьбу с только что рожденным союзом работников был пущен весь арсенал средств: уговоры выйти из профорганизации, давление на профлидеров. Самым действенным оказался своего рода подкуп: «Выходите из профсоюза, повысим заработную плату».
«А что еще нужно?» – сказал один из рабочих, написав заявление о выходе и подписывая тем самым приговор профсоюзной организации. Профсоюз выполнил свою функцию, а теперь он не нужен – рассудили и другие «здравомыслящие».
Что ж, хотя республиканская организация нефтегазстройпрофсоюза РФ, возможно, потеряла первичку, одна из целей, ради которой создавался профсоюз, достигнута: рабочим повысили заработную плату.
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: помогло сдвинуть с мертвой точки вопрос о повышении заработной платы. Но остальные, полагаю, не менее злободневные вопросы ставить и решать будет уже некому. А здравый смысл подсказывает нехитрую истину: следующее повышение зарплаты можно ждать разве что к морковкину заговенью. Если люди не одумаются и не начнут заново создавать свою профорганизацию. Страх работодателей перед инициативой рабочих по созданию своих профессиональных союзов приобретает порой просто гомерические формы.
Третий год реском нефтегазстройпрофсоюза пытается с согласия руководства ООО «РН – Северная нефть» узнать мнение работников о возможности создания первичной профсоюзной организации и заключения коллективного договора. Летом нынешнего года такая договоренность была наконец достигнута. В самом деле, что худого кроется за тем, чтобы просто опросить людей: нужен ли им профсоюз?
Между тем в аналогичных структурах ОАО «Роснефть», куда входит и «Северная нефть» (в Тюмени, Сахалине, Самаре, Краснодаре, Туапсе и др. регионах), профсоюзы успешно работают, действуют продвинутые коллективные договоры, обеспечивающие сильную правовую и социально-экономическую защиту людей и развитую систему социального партнерства. Почему же не находится места профсоюзу в Республике Коми в коллективе «РН – Северная нефть»? Ведь контрольный пакет акций предприятия находится у государства, которое узаконило в качестве государственной политики социальное партнерство на федеральном уровне, а Государственный Совет Республики Коми в свою очередь принял Закон «О социальном партнерстве в Республике Коми».
Республиканский комитет нефтегазстройпрофсоюза заинтересован в создании первичной профсоюзной организации крупного нефтегазодобывающего предприятия ООО «РН –Северная нефть» и других в Усинске. И эта работа трудно, но ведется. В том числе на федеральном уровне. Так, 14 ноября 2007 года президиум Российского Совета нефтегазстройпрофсоюза, членом которого я являюсь, по предложениям около 20 крупных объединенных организаций профсоюза, среди которых ОАО «Самаранефтегаз», ОАО «Томскнефть», ОАО «РН-Пурнефтегаз», ООО «РН-Краснодарнефтегаз», ООО «Сахалинморнефтегаз», ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» и другие, принял постановление о создании оргкомитета, в состав которого включены 12 руководителей профсоюзных организаций во главе с заместителем председателя нефтегазстройпрофсоюза России, которым поручено провести работу по подготовке и проведению учредительной конференции по созданию межрегиональной профорганизации ОАО «Роснефть». И обязательно придет время, когда если не по инициативе работников, то по предложению сверху будут созданы организации нефтегазстройпрофсоюза, входящие в ОАО «Роснефть», действующие на территории Республики Коми. Мне бы хотелось другого: чтобы руководители новой формации были бы впереди не только в производстве, но и в развитии гражданского общества и социального партнерства с представительными органами работников – нефтегазстройпрофсоюзом, численность которого в России около 1,4 млн человек.
Работники нефтедобывающих предприятий все чаще приходят к выводу о необходимости наличия профсоюзной организации в коллективах. Так, в апреле 2007 года 19 человек учредили первичную профорганизацию нефтедобывающего предприятия ЗАО «Печоранефтегаз», сейчас ее численность, несмотря на большую территориальную разобщенность и вахтовый метод работы, более 180 человек, и это не предел. В ноябре текущего года 23 человека учредили первичную профсоюзную организацию нефтедобывающего предприятия ООО «Динью». За неделю 210 человек вступили в профсоюз, и заявления продолжают поступать. А профсоюзный комитет безоговорочно приступил к подготовке коллективного договора от имени всех работников, выполнению других представительских и защитных функций.
Альтернативы профсоюзам сегодня нет, поскольку в современной России власть неадекватно отвечает на вызовы времени. Вместо рабочего класса сегодня принято заниматься средним классом, вместо разработки механизмов производственного самоуправления – индустриальным менеджментом, вместо воспитания коллективистских отношений – корпоративной культурой.
Приходится признать, что в России пока еще рано говорить о значимых достижениях в области социальной защиты и развитии социального партнерства. Для формирования социального партнерства имеется совсем немного. Это ст. 7 Конституции РФ, разрешающая журить государство за то, что оно несоциальное, и часть вторая Трудового кодекса РФ под названием «Социальное партнерство», позволяющая призывать работодателей к социальному партнерству. Куда как лояльно!
А в итоге подобная лояльность выливается в общероссийские акции протеста, в которых мы участвуем, требуя соблюдения прав трудящихся, учета их интересов, роста, а не только индексации размеров тарифных ставок и окладов на Севере, принятия на государственном уровне эффективной системы государственных социальных гарантий для северян, за что годами не прекращается борьба профсоюза с властью.
Резюмируя все перечисленное, хочу сказать: цель, которую мы ставим перед собой, – не допустить социальной капитуляции профсоюза. Именно поэтому вновь и вновь обращаемся к работникам организаций, особенно к тем, где идут процессы организации первичных профорганизаций с призывом: вступайте в наш профсоюз! Укрепляйте выборные органы достойными людьми, которых много в коллективах!
При всех имеющихся трудностях развивайте содержательную часть социального партнерства, в результате вы получите для себя более мощную коллективную правовую и социальную защиту.
Пробуждайте в себе рабочее самосознание, человеческое и гражданское достоинство и мужество. По какому пути будет развиваться профсоюз, социальное партнерство, во многом зависит от нас с вами, от жизненной позиции каждого члена профсоюза.
Николай ЯКОВЛЕВ, председатель Коми
республиканской организации нефтегазстройпрофсоюза РФ. Автор: Яковлев Николай
|