|
|
|
Пока многочисленные, но слабые украинские профсоюзы борются за место под солнцем, в стране продолжаются конфликты работодателей с наёмными работниками.
Экспансия в Украину глобальных корпораций возвращает понятию «профсоюзы» классическое значение. Всё больше людей склоняются к мысли, что профсоюз – это не социальный отдел на предприятии, а организация наёмных работников, отстаивающих свои права. Кроме того, с понятием «профсоюз» ассоциируют уже не только забастовки заводских рабочих и шахтёров – подобные организации создают и белые воротнички, работающие в офисах и получающие относительно высокие зарплаты.
Всюду жизнь
Инженер киевского магазина METRO Владимир Демьян – лидер профсоюза, который работники компании создали в мае 2007 г. «Это было необходимо: многие хотят иметь достойные условия труда и уровень заработной платы. Мы потребовали улучшения условий труда и заключения коллективного договора», – рассказывает Владимир Демьян, возглавляющий ячейку профсоюза «Защита труда». По его словам, становление профсоюза шло нелегко, прежде всего, из-за противодействия со стороны администрации магазина. Спор между сторонами чуть было не дошёл до увольнения профсоюзного лидера.
Впрочем, в самой компании утверждают, что не увольняют и не ущемляют членов профсоюза и работников, которые намерены в него вступить. «Сейчас «МЕТРО Кэш энд Керри Украина» ведёт переговоры с представителями «Защиты труда» относительно коллективного договора профсоюза», – заявили в пресс-службе компании.
Эта ситуация весьма типична для многих украинских компаний. Трения и конфликты между работодателями и наёмными работниками уже давно стали для Украины нормой. Ежегодно в судах рассматриваются тысячи подобных споров. Для решения этих конфликтов в стране даже создан специальный государственный орган – Национальная служба посредничества и примирения (НСПП). В службе отмечают, что в прошлом году конфликты возникали из-за низкой зарплаты и задолженности по её выплате, а также из-за нарушений требований безопасности труда.
Профсоюз в белом
В развитых странах подобные споры обычно решаются как раз с помощью профсоюзов. Формально в Украине с профсоюзной деятельностью тоже всё в порядке. В наследство от СССР стране досталась Федерация профсоюзов Украины (ФПУ), насчитывающая, по официальным данным, более 10 млн. членов. Это самое массовое, но далеко не самое радикальное профсоюзное объединение.
К тому же независимые профактивисты нередко подвергают численность ФПУ сомнению, а её руководителей обвиняют в пассивности. «Они являются частью системы, занимая в трудовых конфликтах сторону администрации и работодателя», – считает один из самых авторитетных украинских профсоюзных деятелей, председатель Конфедерации независимых профсоюзов Украины Михаил Волынец. По его словам, из-за этого ФПУ ежегодно теряет от миллиона до полутора миллионов членов.
Впрочем, постепенно в Украине появляются и независимые профсоюзы. Например, Украинский профсоюз работников индустрии информационных технологий «ПIТ.ua», появившийся в 2005 г., объединяет не только состоявшихся в этой области специалистов, но даже студентов.
Глава совета профсоюза Андрей Гнатюк уверен: офисным клеркам есть за что бороться. «Белые воротнички страдают от несправедливых условий найма, тяжёлых условий труда и профзаболеваний. Людей не устраивают незащищённость и дискриминация, снижение реального уровня зарплаты и ставшие нормой переработки», – рассказывает он.
В прошлом году «ПIТ.ua» провёл кампанию по охране здоровья и безопасности труда. «Чтобы появились признаки офисных болезней, должно пройти значительное время. Работа за компьютером, нехватка свежего воздуха, психологические нагрузки приводят к множеству заболеваний», – говорит Андрей Гнатюк.
Не исключено, что вскоре будет создан профсоюз работников банков и страховых компаний. Эту идею украинские банковские клерки активно обсуждают в блогах и на интернет-форумах. Возможно, их вдохновил опыт московских коллег, хотя он не всегда был позитивным. Например, попытка создания профсоюза в московском Ситибанке встретила сопротивление руководства: часть сотрудников даже уволили.
Одна из причин слабой профсоюзной активности в Украине – противодействие со стороны администрации предприятий. «Профсоюзным лидерам в нашей стране приходится очень нелегко: в 70% случаев они сталкиваются с жесточайшим противодействием, давлением и угрозами. Да ещё и государство обычно занимает сторону работодателя», – считает Михаил Волынец. По его словам, независимые профсоюзы были уничтожены в «Макдональдсе», в магазинах «Велика кишеня», на «Азовстали», «Криворожстали», ММК им. Ильича и других предприятиях.
Зачастую администрация предприятий предлагает своим сотрудникам прекратить профсоюзную деятельность: когда уговоры не помогают, переходит к давлению, угрозам и даже попыткам уволить активистов под различными предлогами. «Всё-таки профсоюз – это организация, с которой приходится считаться, а работодатели довольно редко горят желанием отдать кому-нибудь часть полномочий», – делится впечатлениями Андрей Гнатюк.
Мало того, по словам Волынца, в скором будущем права наёмных работников и профсоюзов могут быть ужаты, поскольку это предусматривает проект нового кодекса законов о труде.
Африканские опыты
Украинские работодатели считают, что прежде чем выдвигать какие-либо требования, работникам стоит озаботиться повышением производительности труда – тогда, дескать, и зарплата будет выше. «Если в африканских джунглях руду добывают 900 человек, а в австралийской пустыне – 250, то почему в достаточно цивилизованном и развитом районе Украины это с трудом делают 6 тысяч?» – удивляется совладелец группы «Приват» Геннадий Боголюбов. Он приводит пример одного горно-обогатительного комбината, где только в конторе работает около 800 человек. «Это бухгалтеры, плановики, экономисты, которые записывают тонны никому не нужных документов. А в Африке работает пять человек – и всё понятно. Этот опыт надо перенести и в Украину», – считает бизнесмен.
На проблему раздутых штатов ссылается и вице-президент Конфедерации работодателей Украины (КРУ) Алексей Мирошниченко. По его словам, производительность труда у нас составляет только 30% от показателей стран Евросоюза. «Например, в металлургии около трети работников – лишние», – уверен вице-президент КРУ.
Как ни парадоксально, но помочь работодателям в решении этой и других проблем могли бы именно профсоюзы. Ведь бизнесменам гораздо проще иметь дело с представителями всего коллектива, чем с разрозненной массой работников. К тому же в случае заключения коллективного договора профсоюзы берут на себя обязательства перед работодателями.
Треугольный диалог
Сейчас в мире господствует концепция социального диалога, предполагающая наличие трёх сторон: профсоюзов, работодателей и государства. Формально ею руководствуется и Украина, хотя и профсоюзы, и работодатели признают, что на деле до этого ещё далеко.
«И работодатели, и трудящиеся – слабые звенья в этом треугольнике. Власть использует тоталитарные методы, которые не только разрушают социальный диалог, но и блокируют развитие институтов гражданского общества в целом», – считает гендиректор Федерации работодателей Украины (ФРУ) Владимир Грищенко. Он уверен: именно социальный диалог – наиболее эффективный механизм как экономического развития предприятия, так и страны в целом.
Это подтверждает и опыт ведения диалога с профсоюзами в странах Западной Европы. «Профсоюз улучшает мотивацию работников, предоставляя им возможность формулировать и доносить свою позицию до менеджмента. Это позволяет более эффективно использовать человеческие ресурсы», – рассказал профессор университета Миддлсекс (Лондон) Ричард Краучер. Он также считает, что профсоюзы позволяют более интенсивно вовлекать работников в производственный процесс, что повышает производительность труда. «С другой стороны, наличие профсоюза позволяет сократить лишние звенья управленческого аппарата. Это, в свою очередь, сокращает издержки», – объясняет эксперт.
С ним согласен и координатор крупнейшего нидерландского профсоюза FNV Лео Месман. «В отчёте Всемирного банка указывалось на прямую связь между развитием социального партнёрства и экономическими показателями в стране», – говорит он. Кроме того, голландец убеждён: без сильных профсоюзов не будет среднего класса.
Ветер перемен
Несмотря на все трудности, профсоюзное движение в Украине развивается. «Транснациональные компании приносят в постсоветские страны новые методы управления персоналом и оптимизации производства. Они весьма профессионально умеют выжимать из рабочих пот!» – говорит региональный координатор глобального профсоюзного объединения IUF Кирилл Букетов.
Зато и работники быстро учатся противодействовать западным работодателям западными же методами. В прошлом году по России прокатилась волна забастовок на прибыльных и процветающих предприятиях. Самыми заметными стали забастовки на автомобильных заводах Ford и «АвтоВАЗ», на пивоварне «Хайнекен». 90% подобных акций связаны с требованием повышения зарплаты. И хотя в Украине пока подобного не наблюдается, Кирилл Букетов полагает, что волна забастовок может захлестнуть страну уже в ближайшее время. Автор: Атанасов Виталий
|