17 ноября в Москве прошел очередной круглый стол, посвященный перспективам рынка труда в условиях финансово-экономического кризиса. Я бы о нем и не писал – «мало ли в Бразилии донов Педров!», мало ли сейчас таких мероприятий проходит. Но на этом было сказано постулатов - на три подобных. Причем, как говорится, в одну калитку.
Кто собрался? Бизнесмены, занимающиеся подбором персонала, и бизнесмены, использующие их услуги (директора по персоналу и пр.). Ну, как вы думаете - какие мнения при подобном подборе аудитории могли прозвучать о ситуации на рынке труда? Правильно, такие мнения и были высказаны.
О том, что «работа есть всегда». Да вот досада - маловато еще граждан готово (по аналогии с Великой депрессией в Штатах 30-х годов) идти работать за похлебку или доллар в день. Как сказал адвокат Павел Астахов, «мы к этому не готовы». Я так понимаю, что ключевое слово здесь – «мы». Таким образом, известный адвокат добивается по сути идентификации своих нужд с нуждами шахтеров или, к примеру, лифтеров. Я не уверен, правда, что в отличие от шахтера или лифтера П. Астахов готов работать за сто долларов в день. Но это детали.
О том, что уволенным гражданам желательно тратить больше времени на самообразование. Прекрасный совет! Странно, что работники Байкальского ЦБК, где сейчас идут сокращения, не ломанулись в Оксфорд или Кембридж. Ведь сказал же П. Астахов: «Мы все время сетуем на то, что не хватает времени, чтобы повысить квалификацию, сходить на курсы, поучиться. Чтобы сейчас поднять свой уровень и к моменту стабилизации экономики занять более высокую ступень в карьере, это самое замечательное время».
О том, что крайне низка в России производительность труда. Как говорит Ольга Голодец, президент Общероссийского межотраслевого объединения работодателей - производителей никеля и драгоценных металлов, «когда были приобретены новые зарубежные активы, стало очевидно, что мы отстаем по производительности труда». Почему? «...У нас есть северные отпуска, у нас есть отпуска за вредность. У нас рабочие в течение года имеют право на 72-дневный отпуск». Это прекрасно, конечно, что работодатель, говоря о нуждах, тоже идентифицирует себя с работником – «у нас есть». Правда, «мы» здесь - немного разные: одни приобретают зарубежные активы (кстати, на деньги, извлеченные из труда других), а потом пеняют другим, что те, дескать, ездят в «северные» и «вредные» отпуска (кстати, совершенно в законном порядке).
Но ведь нужно что-то делать с этим «правовым беспределом», когда, прикрываясь законом, работники бесстыдно ходят в отпуска?! Но что же делать с теми трудящимися, которые - лентяи и дармоеды! - пока не получили международную бизнес-степень?! Ответ не оригинальный: по мнению собравшихся, нужно снова кроить Трудовой кодекс. По мнению Ольги Голодец, нужно провести анализ ТК, убрать из него «явные атавизмы» и привести его в соответствие с «общемировыми стандартами». А Алексей Захаров, президент портала Superjob.ru, сказал, что «ТК надо менять в сторону наибольшей либерализации по отношению к работодателю». А вот за это большое человеческое спасибо - ну, не работника же освобождать? В качестве «общемировых стандартов» я бы предложил О. Голодец взять, скажем, африканские законы. В этом случае - какие «северные», окститесь?! Кстати, если взять за основу стиль жизни и работы бушменов из саванн, то можно и на спецодежде сэкономить.
Особенно замечательно все эти предложения смотрелись рядом с идеями Владимира Груздева, первого заместителя председателя комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Госдумы. В. Груздев говорил о необходимости введения временного моратория на аресты предпринимателей, руководителей и главных бухгалтеров организаций по экономическим преступлениям, а также о проведении широкой таможенной, налоговой, валютной амнистии для юридических лиц.
Короче говоря, граждане, мы накануне неслыханной либерализации, неслыханного «освобождения труда и капитала». Правда, освобождать предлагают по-разному. Капитал - от контроля. Труд - от «злоупотребления правами». Вперед, к заре свободы! Автор: Шершуков Александр
|