АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Миграция населения и трудовых ресурсов является сегодня объективным процессом во всем мире. Проблемы связанные с трудовой миграцией в России крайне остры и актуальны. В разделе размещены материалы посвящённые трудовой миграции, ее регулированию, а также комментарии государственных и общественных деятелей.

подробнее

Молодежные новости

Испания: Массовые акции протеста прошли по всей стране в знак несогласия с реформой образования. Как сообщили испанские СМИ, в самой масштабной демонстрации в Мадриде приняли участие 20 000 студентов.

подробнее

Гендерные новости

Германия: Правительство страны одобрило и отправило на рассмотрение в бундестаг законопроект, целью которого является выравнивание мужских и женских зарплат.

подробнее

Авторские колонки
19.04

Двадцать лет спустя


Профсоюзное движение Беларуси в эти дни отмечает важную дату. Ровно двадцать лет назад, в апреле 1991 года, десятки тысяч рабочих Минска  вышли на улицы и площади столицы, протестуя против ухудшения своего положения.

Бурные события начала 90-х потрясли до основ политические и общественные институты страны. В том числе и профсоюзы. Как результат, 5 октября 1990 года на месте Белорусского Совета профессиональных союзов (Белсовпроф) была создана Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ). Если Белсовпроф был составной частью Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС), то ФПБ создавалась как самостоятельная организация.

В это же время на волне стачек и забастовок возникают независимые профсоюзы. У его истоков стояли горняки Солигорска и рабочие промышленных предприятий Минска – Иван Юргевич, Геннадий Быков, Виктор Бабаед, Михаил Соболь, Сергей Антончик и другие.

13 декабря 1993 года они объединяются под крылом Белорусского Конгресса демократических профсоюзов (БКДП). С тех пор и по сегодняшний день в Беларуси действуют два объединения профсоюзов, два профцентра – ФПБ и БКДП.

Две организации - как два человека, как две совершенно разные судьбы. К сегодняшнему дню они пришли разными путями-дорогами. И поскольку эти пути-дороги были весьма поучительными, во многом - уникальными, есть смысл о них поговорить здесь более подробно.

Сформированный в основном из бывшей партийно-советской номенклатуры, кадровый потенциал ФПБ устраивал новый статус организации. Устраивало положение, когда властям не было дела до профсоюзов. В свою очередь, и профсоюзы старались без причин не создавать властям каких-либо проблем.

Правда, были и те, кто стремился реформировать свои организации. В их числе, прежде всего, следует отметить председателя Белорусского профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (АСМ) Александра .Бухвостова и председателя Белорусского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП)  Геннадий Федынича.

Поворотным для ФПБ стал 1994 год. Пришедший к власти авторитарный режим во главе с Александром Лукашенко попытался взять под контроль и профсоюзы. К чести ФПБ, тогдашнее её руководство во главе с Владимиром Гончариком сделало принципиальный выбор в пользу сохранения независимости организации. В отстаивании прав и интересов своих членов профсоюзы оказались в состоянии организовывать многотысячные митинги, шествия, акции протестов.

Со второй половины 90-х ФПБ последовательно укрепляла свои позиции, превращалась в серьёзную политическую силу. Поэтому вполне закономерным выглядит выдвижение председателя ФПБ Владимира Гончарика в качестве единого кандидата от демократических сил на президентских выборах 2001 года.

И – новый поворот сюжета. Момент наивысшего взлёта для ФПБ сменился моментом столь же стремительного падения, место триумфа уступило место позору. Впрочем, в случившемся политическом банкротстве организации была своя логика. Аморфная, рыхлая, без серьёзной идеологической основы структура вряд ли могла успешно противостоять набравшей силу авторитарной системе власти. Испугавшиеся собственной дерзости профсоюзные чиновники поспешили сдать проигравшего Владимира Гончарика и других реформаторов на милость победителя. 

Как результат, вследствие мощного административного давления  вынужден был покинуть ФПБ сначала Владимир Гончарик, а вслед за ним - уже упоминавшиеся Александр Бухвостов, Геннадий Федынич и автор этих строк, возглавлявший в то время Белорусский профсоюз работников агропромышленного комплекса (АПК).

С тех пор и поныне пишется новая страница в истории ФПБ. Каждая строка этой страницы – свидетельство последовательной деградации  организации, соглашательства её руководства, предательства интересов трудящихся.

Об этом свидетельствует разительная перемена в риторике белорусского президента. Если раньше Александр Лукашенко обзывал профсоюзы не иначе как «сборищем бездельников и пьяниц», то уже в сентябре 2005 года, выступая на V-м съезде ФПБ, он не пожалел для тех же самых «бездельников и пьяниц» самых возвышенных эпитетов. Вплоть до того, что назвал ФПБ «лучшим в мире профсоюзом». Правда, сурово предостерёг при этом новоиспеченного  «мирового профсоюзного лидера», чтобы не посмел и думать о функции «защитника трудящихся».

Вместо этого президент вернул профсоюзам знакомые с советских времен функции приводных ремней: поручил вести борьбу за укрепление дисциплины и порядка, организовывать соревнование и т.д. В «государстве для народа», как известно, немало мест, которых должна коснуться 4-х миллионная рука ФПБ.

Взамен на лояльность, на профсоюзы как из рога изобилия посыпались всевозможные подачки. Специальным указом президента в 2005 году входящие в ФПБ организации освобождались от арендных и коммунальных платежей, серьёзные льготы и привилегии были предоставлены им на содержание санаторно-курортных и спортивных объектов.

Как выразился один мой старый коллега, ФПБ сегодня живёт как Грузия при Сталине. Чудесным образом исчезли проблемы, которые дамокловым мечом висели ранее над профсоюзами. Например, сбор членских взносов с помощью административного ресурса стал действовать в «обновлённой» ФПБ как хорошо отлаженный конвейер по изыманию у трудящихся 1 процента заработка.

Или та же проблема потери численности, через которую проходит каждая профсоюзная организация в период трансформации. Командно-административными мерами вернули назад в ФПБ тех, кто оттуда вышел. А каждого вновь поступающего теперь на работе оформляют не раньше, чем он напишет заявление в профсоюз. Как вы сами догадались, отнюдь не в независимый.

Поэтому охват профсоюзным членством опять приближается в стране к 100-процентной отметке. И, чтобы остаться вне профсоюзов ФПБ, сегодня требуется едва ли не такое же гражданское мужество, как при вступлении в независимый профсоюз.

Новое руководство ФПБ посмеялось, признало архаичными и выбросило на свалку  лозунги прежних лет, призывающие трудящихся к борьбе за свои права и интересы. Их место занял универсальный лозунг приспособленцев – «мир, дружба, жвачка». 

А взяв на вооружение такой лозунг, разве станешь возражать против проводимой властями политики? Скажем, против того же намерения перевести всех трудящихся на срочные трудовые контракты. Не только не будешь, но и заботливой рукой поможешь накинуть контрактную удавку на шею работнику. В течение 2003-2004 года режим при пособничестве чиновников ФПБ перевёл на временные условия найма свыше 90 процентов работающих! Беларусь превратили в страну, куда вернулось средневековое крепостное право.

Взяв на себя (за деньги своих же членов, что является особой формой цинизма) функции государственного аппарата управления - своеобразного Министерства по работе с трудящимися, ФПБ послушно исполняет все распоряжения власти. Все, кроме одного. Её руководство расписалось в бессилии решить одну из главных задач, поставленных перед ФПБ режимом - покончить с независимым профсоюзным движением.

Более того. Имея несравнимое, в сотни раз, превосходство в  численности (профсоюзы БКДП насчитывают всего около 10 000 человек), несравнимые возможности, которые обеспечил государственный фаворитизм, ФПБ умудрилась проиграть конкуренцию БКДП.

По данным независимых социологов, все последние годы рейтинг независимых профсоюзов в среднем на 25-30 процентов выше, чем ФПБ. И это при тотальном численном и информационном доминировании последней! Приспособленчество и соглашательство верхушки ФПБ сводит на нет все усилия многочисленного профсоюзного актива на местах, часто стремящегося, справедливости ради надо отметить, в это трудное время приносить пользу людям труда, помогать им.

И вовсе оглушительным провалом завершились попытки нынешнего руководства ФПБ добиться хоть какого-нибудь признания на международной арене. Вот уже скоро 9 лет «лучший в мире профсоюз» находится на положении изгоя в международном профсоюзном движении. Международные и национальные профсоюзные организации считают за правило дурного тона осуществлять любые контакты с руководством ФПБ.

Всё, что остаётся в таком случае – находить случайных партнёров, «друзей по несчастью» из числа стран с подобными, как в Беларуси, не демократическими режимами – Венесуэла, Иран, Куба и т.д. Любопытно, что даже профцентры стран СНГ в подавляющем своём большинстве предпочитают не иметь отношений с ФПБ, прежде всего – на уровне политического руководства организациями. Как это наблюдается сегодня в единственной международной структуре – Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП), созданной на постсоветском пространстве вместо ВЦСПС, где пока ещё сохраняется юридическое присутствие ФПБ.

Полный контраст – ситуация с БКДП. На долю членов входящих в него Белорусского независимого профсоюза (БНП), Свободного профсоюза Белорусского (СПБ), Свободного профсоюза металлистов (СПМ), Белорусского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) выпало немало испытаний. Но за этот период организации ни разу не поставили под сомнение свой демократический выбор. Поэтому независимое профсоюзное движение Беларуси пользуется заслуженным авторитетом в международном профсоюзном движении.  С 2003 года БКДП является членом Международной конфедерации профсоюзов (МКП), самого авторитетного и влиятельного международного профсоюзного объединения, в состав которого входят свыше 300 организаций из 151 страны мира.

БКДП также состоит во Всеевропейском региональном совете (ВЕРС) Международной конфедерации профсоюзов (МКП), его представители избраны в руководящие органы обеих международных профсоюзных структур. Независимый профцентр имеет статус партнёрской организации Профсоюзной сети стран Балтийского региона (БАСТУН). Голландия, Швеция, Дания, Финляндия, Германия, Франция, Бельгия, Литва, Польша, Россия, Украина, Грузия, Азербайджан, США, Япония – вот далеко не полный перечень стран, с профцентрами которых БКДП  установил партнёрские связи и развивает сотрудничество.

Столь широкое признание БКДП стало возможным благодаря тому вкладу, который организация внесла в защиту базовых прав профсоюзов. В истории международного профсоюзного движения последних лет это, пожалуй, наиболее заметный вклад, который смогла внести национальная организация в интересах профсоюзов всего мира.

БКДП снискал всеобщее уважение тем, что выстоял в условиях перманентного давления, дискриминации и преследования актива, рядовых членов независимых профсоюзов. Выстоял и победил, продемонстрировав внутренний настрой и решимость противостоять давлению власти.

Его, в свою очередь, органически дополнила мобилизация внешнего фактора поддержки. Конфликт независимых профсоюзов с режимом удалось вынести на международный уровень и сделать предметом рассмотрения со стороны Международной организации труда (МОТ), Европейского Союза (ЕС), международного профсоюзного движения.

Начало кампании по привлечению внимания международной общественности к ситуации с соблюдением прав профсоюзов в Беларуси положила жалоба в МОТ. Она была подана в 2000 году тремя вышеупомянутыми профсоюзами – АСМ, РЭП и АПК, а также БКДП. С тех пор и поныне белорусский вопрос становится предметом рассмотрения в рамках ежегодной Конференции труда в Женеве. Это своеобразный мировой рекорд, в более чем 90-летней истории МОТ нет подобного аналога. Букет всевозможных нарушений прав профсоюзов разросся до таких размеров, что его хватило на 5 спецпараграфов МОТ!

Но и этим белорусское Дело №2090 в стенах МОТ не завершилось.  В 2004 году в его рамках МОТ была вынуждена назначить специальную Комиссию по Расследованию, к чему эта организация в своей деятельности прибегает чрезвычайно редко. Комиссия в процессе своей работы признала все без исключения нарушения прав профсоюзов и вынесла предписание белорусскому правительству исполнить к 1 июня 2005 года 12 своих Рекомендаций.

И поскольку Рекомендации властями были проигнорированы, по требованию МКП и Европейской конфедерации профсоюзов (ЕКП) собственный мониторинг нарушений прав профсоюзов в Беларуси начала Европейская комиссия. На основе этого мониторинга в июне 2007 года ЕС принял беспрецедентное решение – исключил страну из системы Обобщённых преференций (GSP).

Такому наказанию за всю 40-летнюю историю существования GSP подвергалась только Бирма (Мьянма) в 1999 году. Весьма показательно, что ситуацию с правами профсоюзов в Беларуси приравняли к бирманской. Там, как известно, военная хунта приковывала рабочих к станкам металлическими цепями. Впрочем, контрактные цепи в Беларуси по своей изощрённости едва ли уступают металлическим в этой азиатской стране.

Пропустив столь чувствительный удар, власть вынуждена была сделать некоторые шаги по восстановлению прав профсоюзов. Так, БКДП вернули место в Национальном совете по трудовым и социальным вопросам (НСТСВ), а с ним и право участвовать в разработке и подписании Генерального соглашения между правительством, объединениями нанимателей и профсоюзов.

БКДП, единственная из всех демократических политических и общественных организаций, стала организацией системной оппозиции. Организацией, с которой власть вынуждена считаться и предоставлять право принимать участие в выработке социально-экономической политики. При всей декоративности процесса социального партнёрства в стране такую возможность влияния трудно переоценить.

Что же будет дальше? Какое будущее ожидает ФПБ и БКДП, профсоюзное движение страны в целом? Не будем загадывать. Как известно, прогнозы - дело неблагодарное. Но в чём можно быть абсолютно уверенным, к очередному аналогичному юбилею через двадцать лет ситуация в Беларуси изменится принципиально. Не вызывает сомнений, что к тому времени наша Отчизна станет свободной, демократической страной. И, в полном соответствии с демократическими законами и правилами, трудящиеся страны будут сами выбирать, в каком профсоюзе им состоять: ФПБ, БКДП или в каком-либо ещё, который они захотят создать. Или вообще нигде не состоять, и никуда не вступать. Ибо они сегодня лишены даже такого права.

Ну что ж, тем интереснее будет вернуться к продолжению темы через 20 лет.

Александр Ярошук,

Председатель БКДП
Вице-президент МКП Автор: Ярошук Александр

|
Источник: БКДП
к началу статьи авторские колонки версия для печати
добавить статью профсоюзы и власть архив

Профсоюзы сегодня

30 января около здания Министерства образования и науки РФ на Тверской улице в Москве состоялась акция педагогов и активистов профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность».

подробнее

Российские новости

14 февраля в Находке стартовала Неделя действий против удобных флагов. В первый день инспекторы ДВРО РПСМ посетили с проверкой четыре судна. Результаты оказались неоднозначными.

подробнее

Мировые новости

Германия: Воспитатели немецких дошкольных учреждений и учителя школ во вторник объявили забастовку. Участники акции протеста требуют 6-процентного увеличения зарплаты.

подробнее

СОЛИДАРНОСТЬ

Бангладеш:Глобальный союз IndustriALL и Глобальный союз UNI совместно запустили онлайн кампанию, призывающую правительство страны немедленно и безоговорочно освободить профсоюзных лидеров швейной промышленности.

подробнее

Социальное партнерство

Италия: Глобальный союз IndustriALL и энергетический гигант Eni продлили глобальное рамочное соглашение, договорившись о расширении прав 33000 работников, напрямую нанятых компанией в 65 странах мира.

подробнее

День в истории

День в истории

подробнее

Архивы:

Cчетчики: