АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Миграция населения и трудовых ресурсов является сегодня объективным процессом во всем мире. Проблемы связанные с трудовой миграцией в России крайне остры и актуальны. В разделе размещены материалы посвящённые трудовой миграции, ее регулированию, а также комментарии государственных и общественных деятелей.

подробнее

Молодежные новости

Испания: Массовые акции протеста прошли по всей стране в знак несогласия с реформой образования. Как сообщили испанские СМИ, в самой масштабной демонстрации в Мадриде приняли участие 20 000 студентов.

подробнее

Гендерные новости

Германия: Правительство страны одобрило и отправило на рассмотрение в бундестаг законопроект, целью которого является выравнивание мужских и женских зарплат.

подробнее

Авторские колонки
24.01

Глобальные профсоюзные он-лайн кампании: задачи на ближайшее десятилетие


В ноябре 2011 года военная диктатура на островах Фиджи арестовала двух самых известных профсоюзных лидеров страны. После запуска кампании в интернете под эгидой Международной конфедерации профсоюзов (МКП), к которой присоединился и сайт «LabourStart», менее чем за 24 часа было направлено около 4 000 писем протеста. Правительство вынуждено было пойти на уступки и освободить профсоюзных лидеров, после чего кампания была приостановлена. Месяцем ранее уволенные рабочие завода "Suzuki" в Индии провели успешную онлайн-кампанию при поддержке Международной федерации металлистов (МФМ) и сайта «LabourStart». Почти 7 000 писем наводнили почтовые ящики компании, и уже через несколько дней был достигнут компромисс.

Впечатляющий успех этих кампаний является итогом десятилетнего процесса построения и развития агитационного потенциала международного профсоюзного движения, в частности МКП и глобальных профсоюзных федераций (в частности, МФМ). Важную роль в этом процессе играет сайт «LabourStart». Эта небольшая заметка будет посвящена достаточно узкой теме — глобальным профсоюзным онлайн-кампаниям. Мы попытаемся увидеть, где находимся сейчас, и понять, куда двигаться дальше.

Онлайн-кампании сегодня

Всемирное рабочее движение ведет кампании в интернете уже более четверти века. Первые интернет-кампании были запущены международными профессиональными секретариатами (сейчас известными, как глобальные профсоюзные федерации) еще в 1980-х годах. В течение последних десяти лет мы проводили кампании, в которых сочетали массовые информационные рассылки и использование технологий социальных сетей по образцу таких успешных агитационно-активистских проектов, как «Avaaz», «MoveOn» (США) и «38 Degrees» (Великобритания).

Сегодня Международная конфедерация профсоюзов и глобальные профсоюзные федерации запускают кампании, как правило, либо через «LabourStart», либо используя системы, аналогичные «LabourStart» или сделанные на основе его программного обеспечения. В результате, списки электронной информационной рассылки «LabourStart» постоянно растут —  от всего нескольких тысяч участников 10 лет назад до более чем 80 000 сегодня. Эти списки рассылки профсоюзных активистов являются основой профсоюзных онлайн-кампаний, которые ведутся в настоящее время. Именно благодаря этому нам удалось организовать 4 000 писем протеста в течение 24 часов, как это было сделано в связи с арестом профсоюзных лидеров на Фиджи.

Однако потенциал онлайн-кампаний намного больше. Например, согласно собственным данным, МКП представляет 175 миллионов рабочих в более чем 150 странах мира. 80 000 имен в списках активистов «LabourStart» являются лишь малой частью от этого числа — это менее половины процента. Другие ресурсы по организации кампаний, — возникшие фактически из ниоткуда, без какой-либо выстроенной членской базы, как у профсоюзов, — имеют гораздо более широкую аудиторию. Например, «Avaaz» заявляет о 10 300 000 сторонников по всему миру; британская «38 Degrees» утверждает, что имеет порядка  800 000 сторонников. Профсоюзы пока не уяснили себе в полной мере важности интернет-кампаний и существенно отстают в этом вопросе от вышеупомянутых проектов.

Вопрос, почему профсоюзы отстают в работе с эффективными технологиями онлайн-кампаний, является не простым. Ситуация достаточно сильно варьируется от профсоюза к профсоюзу и от страны к стране. Широкое использование социальных сетей, — например, сети «Facebook» во время «Арабской весны», — продемонстрировало, что в этом вопросе не существует простого разделения «Север — Юг». Некоторые мощные профсоюзы в развитых странах стран слабо пользуются преимуществами социальных сетей. Было бы чрезвычайно эффективным использование возможностей интернета в работе профсоюзов в таких странах, как Бразилия и Южная Корея. Международное профсоюзное движение уже начинает испытывать различные трудности, связанные с недостаточным использованием современных информационных и интернет-технологий. В частности, многие кампании проходят незамеченными в большом информационном потоке новостей и событий, а их организаторы и участники все больше испытывают усталость о того, что кампании зачастую не дают ожидаемых результатов. Существуют опасения, что модель проведения кампаний, сформировавшаяся в прошедшем десятилетии, может начать давать сбои. Поэтому встают вопросы о том, как необходимо работать в дальнейшем.
Что дальше?

Одной из важных тенденций является рост количества языков проведения международных кампании. Например, в кампании в ноябре 2011 года в поддержку турецких металлургических рабочих «LabourStart» использовал 13 языков (сеть «Avaaz» работает на 14 языках). Таким образом, мы ушли далеко от тех времен, когда профсоюзы могли публиковать в сети материалы только на английском, французском и испанском языках. Почти все кампании «LabourStart» имеют разделы на турецком, арабском, русском, китайском и японском языках. Они являются чрезвычайно важными языками для международного профсоюзного движения, однако десять лет назад их редко можно было увидеть на профсоюзных веб-сайтах. В ближайшие десять лет мы можем увидеть профсоюзные онлайн-кампании на других языках, — прежде всего, стран с бурно растущим промышленным рабочим классом, — например, тайском, тагальском, корейском, португальском, индонезийском и вьетнамском. Через десять лет не будет чем-то необычным проведение онлайн-кампаний, в которых будут существовать разделы на десятках языков.

Более продвинутые, а также имеющие больше ресурсов организаторы все в большей степени стремятся выявлять целевую аудиторию своих кампаний. Если вы проявили интерес к определенной теме, или живете в конкретной стране, или говорите на каком-то языке, то вы можете попасть в целевую группу для тех кампаний, которые будут для вас наиболее интересны. Вы также можете стать участников последующих кампаний, так как мы знаем по собственному опыту, что одна кампания редко позволяет решить длительные и серьезные задачи. По крайней мере, можно отметить, что создание обширных баз данных дает возможность отследить, кто поддерживал какие кампании, что дает профсоюзам возможность использовать эти данные для создания сетей активистов, сосредоточенных на конкретных темах и регионах.

Методы организации и ведения кампаний, вероятно, претерпят изменения в следующем десятилетии. Очень упрощая, можно сказать, что в течение предыдущих десяти лет мы прошли два этапа. В первый период «LabourStart» обращался к Международной конфедерации профсоюзов (и ее предшественнику, Международной конфедерации свободных профсоюзов) и глобальным профсоюзным федерациям и предлагал онлайновый компонент для их традиционных публичных кампаний. Однако в последние годы происходило ровно наоборот — глобальные профсоюзные федерации обращались к «LabourStart» с большим количеством запросов о поддержке кампаний в интернете. По мере роста числа кампаний росло и количество обращений к «LabourStart» о сотрудничестве. В связи с этим возникала необходимость в расстановке приоритетов, а от некоторых предложений даже приходилось отказываться.

Третий этап может включать в себя участие сторонников кампаний непосредственно в процессе их разработки и реализации — то, что уже сделано на «38 Degrees». Часто возникают сложности с выбором приоритетных кампаний, в связи с чем мы можем обратиться к нашим сторонникам, чтобы они проголосовали за те кампании, которые, с их точки зрения, являются более актуальными. Правда, это довольно радикальная идея и она является крайне непривычной для большинства профсоюзов с точки зрения традиций работы. Обычно профсоюзные кампании согласовываются в головных офисах профсоюзов, а не в ходе голосований среди активистов. Тем не менее, вполне вероятно, что мы должны двигаться в направлении к демократическому принятию решений на низовом уровне. Это важно не только как способ решения проблем с выбором приоритетов, но также потому, что дает участникам кампании чувство сопричастности к работе над кампаниями.

Пока модель глобальных профсоюзных онлайн-кампаний остается в достаточно большой степени ориентирована на персональные компьютеры. Мы видим перед глазами тысячи профсоюзных работников, которые сидят за столами в своих офисах и читают электронную почту, нажимают на ссылки, открывают веб-сайты и заполняют различные формы. Однако через десять лет люди будут работать совершенно по-другому. Изменения в работе с информацией мы можем наблюдать уже сейчас. Значительный процент тех, кто сегодня узнает о глобальных кампаниях по электронной почте, читают ее со своих смартфонов, таких как «Blackberry» и «iPhone». Если они нажимают на ссылку в сообщении, то веб-сайт должен правильно отображать необходимую информацию на очень маленьком экране. Кроме того, ввод данных, — например, своего имени или адреса электронной почты, — должен быть в этом случае максимально простым и легким, насколько это возможно. Пока лишь немногие профсоюзы принимают во внимание происходящие изменения, однако уже в ближайшие годы это будет иметь важное значение.

В результате, вполне вероятно, мы увидим рост числа приложений, специально созданных для удобства использования профсоюзных кампаний на маленьких экранах. Эти приложения должны создаваться на независимых платформах, способных работать на всех видах телефонов и планшетов. Кроме того, электронные письма, приглашающие на сайты, попросту исчезнут, так как все больше и больше людей начинают пользоваться социальными сетями, — такими как «Twitter» и «Facebook», — в качестве моделей для общения в интернете. Исследования отмечают, что среди молодых людей сокращается использование электронной почты, в то время как более широкое распространение получают такие инструменты для общения, как «Blackberry Messenger» (BBM) и SMS.

Профсоюзы должны принять эти изменения во внимание при принятии решений о том, как продвигать свои кампании. Вполне вероятно, что через десять лет профсоюзы должны будут одновременно использовать самый широкий спектр средств массовой коммуникации, — в том числе, социальные сети и средства мгновенного обмена сообщениями, — для информирования своих активистов и сторонников и работы с ними. Электронная почта, вероятно, останется в числе этих средств, однако уже не будет единственным способом связи.

Через десять лет мы, наверное, откроем для себя другие формы онлайн-протеста, помимо заваливания правительственных и корпоративных электронных адресов возмущенными письмами. Вероятно, мы будем продолжать это делать, но нам необходимо найти другие способы вынуждать правительства и работодателей соблюдать права рабочих. Среди традиционных способов профсоюзной борьбы, которые мы слишком мало использовали в последние годы, — это бойкот и его противоположность — кампании «покупай сделанное рабочими-членами профсоюзов».  Оба этих инструмента могут более эффективно использоваться в интернете, и тогда они будут стоить гораздо дешевле, чем их старомодные оффлайновые версии. Если на нашем гиперконкурентном рынке профсоюзам удастся хотя бы слегка понизить продажи у одной компании и повысить у другой, это может дать в нам руки тот рычаг, которого нам так не хватало в прошлом.

Кроме использования нашей силы как потребителей, награждающих и наказывающих корпорации, мы можем также взять на вооружение пример «Арабской весны» и принять во внимание возможность использования онлайн-кампаний не только для того, чтобы оказывать давление через интернет, но и как инструмент для массовой уличной мобилизации. Через десять лет мировое профсоюзное движение будет по-прежнему вести кампании в интернете. Однако эти кампании будут радикально отличаться от того, что мы делаем сегодня, а их результаты будут гораздо более мощными и эффективными. Но чтобы добиться этого, профсоюзы должны быть открытыми для новых идей и новых методов работы.

Эрик Ли (родился в 1955 году) — активист и теоретик международного профсоюзного движения, основатель и главный редактор «LabourStart» — портала профсоюзных онлайн-новостей и кампаний солидарности.

Перевод: Лехтман Александр Автор: Эрик Ли

|
Источник: Глобальный университет труда
к началу статьи авторские колонки версия для печати
добавить статью коллективные действия архив
Другие статьи автора
13.07
2012
Профсоюзные интернет-кампании являются мощным инструментом солидарности в руках рабочего класса. О текущем положении дел и перспективах интернет-кампаний на ближайшие 10 лет - читайте в авторской статье Эрика Ли.
24.01
2012
Глобальные профсоюзные он-лайн кампании: история становления и развития, текущее положение дел и поставленные задачи на ближайшее десятилетие.
наверх авторские колонки лента новостей архив
Профсоюзы сегодня

30 января около здания Министерства образования и науки РФ на Тверской улице в Москве состоялась акция педагогов и активистов профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность».

подробнее

Российские новости

14 февраля в Находке стартовала Неделя действий против удобных флагов. В первый день инспекторы ДВРО РПСМ посетили с проверкой четыре судна. Результаты оказались неоднозначными.

подробнее

Мировые новости

Германия: Воспитатели немецких дошкольных учреждений и учителя школ во вторник объявили забастовку. Участники акции протеста требуют 6-процентного увеличения зарплаты.

подробнее

СОЛИДАРНОСТЬ

Бангладеш:Глобальный союз IndustriALL и Глобальный союз UNI совместно запустили онлайн кампанию, призывающую правительство страны немедленно и безоговорочно освободить профсоюзных лидеров швейной промышленности.

подробнее

Социальное партнерство

Италия: Глобальный союз IndustriALL и энергетический гигант Eni продлили глобальное рамочное соглашение, договорившись о расширении прав 33000 работников, напрямую нанятых компанией в 65 странах мира.

подробнее

День в истории

День в истории

подробнее

Архивы:

Cчетчики: