|
|
|
В нескольких странах, — таких как Ирландия, Греция, Португалия, Венгрия и другие, — Европейская комиссия совместно с Международным валютным фондом и Европейским центральным банком начала реализовывать политику, сочетающую в себе меры строгой экономии, приватизацию и урезание заработных плат. Очевидно, что вслед за принятием в декабре 2011 года пресловутого пакета экономических мер, более известного под названием «Six-pack», ― или «Пакет шести», так как включает в себя шесть законодательных актов, ― такая политика станет осуществляться по всей Европе.
«Пакет шести» предусматривает создание модели, в которой за Европейской комиссией закреплена функция бюджетного контроля. Теперь комиссия может автоматически применять санкции к членам Европейского союза, которые не следуют рекомендациям по сокращению «чрезмерного дефицита бюджета». Эти рекомендации могут включать в себя сокращение оплаты труда в государственном секторе, реформу пенсионной системы, изменение системы индексации различных выплат, пособий по безработице, а также различные приватизационные схемы.
Кроме того, «Пакет шести» запускает новую систему надзора на макроэкономическом уровне. Европейская комиссия на основе нескольких основных макроэкономических индикаторов будет определять опасность макроэкономических дисбалансов в той или иной стране-члене Евросоюза. В соответствии с этой системой, комиссия может давать рекомендации этим странам, а в случае не выполнения рекомендаций ― назначать санкции. Безусловно, что эти действия в конечном итоге приведут к обесцениванию заработных плат. При отсутствии возможностей для валютной девальвации, Еврокомиссия настаивает на стратегии девальвации зарплат, которая является неправильной и вредной по ряду экономических и социальных причин. Однако в этом тексте я хотел бы сосредоточиться на вопросах борьбы с этой политикой.
Очевидно, что в ближайшие годы вопрос о размере заработных плат будет решаться на уровне Евросоюза. Поэтому европейское профсоюзное движение стоит перед задачей разработки общеевропейской стратегии борьбы за достойные зарплаты. Наряду с коллективными переговорами, минимальный уровень заработной платы играет важную роль в борьбе с наступлением на оплату труда по всей Европе. Я хотел бы подробнее рассмотреть вопрос установления минимальных заработных плат на общеевропейском уровне.
В Европе существует несколько систем минимальных заработных плат. Некоторые страны имеют общенациональный минимальный размер оплаты труда, который действует в качестве универсального минимума заработной платы, установленного правительством страны или по соглашению между организациями работодателей и профсоюзов. В то время как в других странах действует только отраслевые или профессиональные минимальные размеры заработной платы, а универсальный минимум отсутствует. В Бельгии организации работодателей и профсоюзы договорились об установлении минимальной заработной платы на общенациональном уровне. При этом, и на отраслевом или профессиональном уровне могут быть согласованы минимальные размеры зарплат, но они могут выше национального минимума.
Я уверен, что установление минимального размера оплаты труда, охватывающего всех работников, ― в том числе и тех, на кого не распространяется действие коллективных договоров, ― это неотъемлемая составляющая межсекторальной солидарности. В Бельгии это оказалось одним из основных методов профилактики роста неравенства в течение последних 25 лет. В декабре 2011 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад под названием «Мы все еще разделены: Почему неравенство продолжает расти?». В докладе, в котором проанализована ситуация в 22 странах, отмечается, что в период с 1985 по 2008 годы неравенство в доходах увеличилось. Причем, это произошло как в странах, где и ранее отмечался высокий уровень неравенства, так и в странах с традиционно менее низким уровнем неравенства. Согласно данным доклада, Бельгия занимала одно из лучших мест по показателям равенства доходов.
В докладе было отмечено, что неравенство росло вместе с ростом занятости в рассматриваемых странах. Тем не менее, даже в странах, которые обычно получают высокие показатели по уровню равенства в доходах, ― таких как Швеция, Норвегия, Дания и Финляндия, ― неравенство резко возросло (ниже смотрите график коэффициента Джини, традиционно используемого для определения неравенства доходов). В докладе отмечается, что неравенство стало одним из главных факторов развития нынешнего экономического кризиса. Без всякого сомнения, именно проблемы неравенства будут находится в центре европейской политики в ближайшие годы.
Поэтому я уверен, что необходимо введение универсальной системы минимальных заработных плат в Европе. Эта система должна учитывать национальные специфики социального диалога, использования законодательства и/или коллективных договоров и должна охватывать, независимо от используемых инструментов, всех трудящихся. Эта система должна определять минимальный размер оплаты труда в относительном, а не в абсолютном выражении ― например, в процентах от среднего уровня заработной платы. В 2009 году 8,4 % работников в странах Европейского союза находились ниже порога риска по уровню бедности. 14 % трудящихся ЕС зарабатывают меньше 60 % от средней заработной платы. При этом, почти пятая часть из тех, кто зарабатывает менее 60 % от средней заработной платы, находятся на грани бедности.
При установке стандартов важно найти принцип, который бы определял минимальный размер оплаты труда таким образом, чтобы обеспечивать достойную заработную плату для всех и, одновременно, уменьшать долю работающих бедных. В Европе, согласно данным Евростата, минимальная заработная плата составляет от 30 до 50 % от среднего месячного заработка, что в большинстве случаев находится ниже черты бедности. Более того, этот процентный показатель даже снизился в ряде стран за последние годы. Поэтому, по моему мнению, в принципе, минимальная заработная плата должна составлять не менее 60 % от соответствующих национальных или отраслевых средних заработных плат. Это должно быть прописано в законодательстве или в национальных коллективных соглашениях.
Конечно, страны с высоким уровнем профсоюзного членства и большим покрытием коллективными договорами, ― например, скандинавские страны, ― без большого энтузиазма воспримут концепцию универсального европейского минимума зарплат. По их мнению, это создаст угрозу коллективным договорам и влиянию профсоюзов. Этот страх в достаточной степени обоснован и понятен, но он преувеличен. Такие страны, как Бельгия, Франция, Испания и Нидерланды продемонстрировали, что минимальный размер заработной платы, определяемый законом или национальным коллективным соглашением, может быть дополнен высокими показателями, зафиксированными в коллективных договорах.
Вместе с тем, минимальная заработная плата, установленная на общенациональном уровне, повышает общественную легитимность профсоюзов. Это важнейший показатель того, что они не только защищают тех, на кого распространяется действие коллективных договоров, но также и тех, кто, к сожалению, не подпадает под их действие. Моральная обязанность профсоюзов ― защищать всех членов общества, всех, кто не может самоорганизоваться по тем или иным причинам, например, если нарушаются права на объединение.
В то время, когда профсоюзы выступают за развитие солидарности внутри Европейского союза, система европейской минимальной заработной платы является одним из важнейших элементов солидарности трудящихся. Минимальная заработная плата не является самоцелью. Она лишь инструмент в борьбе с ростом неравенства и увеличением использования нестандартной занятости. Европейское профсоюзное движение должно в самое ближайшее время достигнуть договоренностей о принципах и стандартах системы европейской минимальной заработной платы. Эти принципы должны определять стандарты национальной минимальных заработных плат, определенных законом или национальным коллективным договором.
Для справки: Ларс Ванде Кейбас ― экономический советник Всеобщей федерации труда Бельгии (ABVV/FGTB). Специализируется на макроэкономической политике, системе экономического управления в Европе, а также на профсоюзных кампаниях в сферах торговли, глобализации и достойного труда.
Перевод с английского: Лехтман Александр Автор: Ларс Ванде Кейбас
|