|
|
|
Законопроект о регулировании деятельности НКО занимающихся политической деятельностью, вызвал большой резонанс в среде общественных и социальных активистов, правозащитников и даже моих коллег по профсоюзному движению. Конструктивная критика и объективно необходимые предложения по корректировке проекта зачастую переходят в эмоциональные и истерические заявления, а также в откровенную подмену понятий. Именно чрезмерная и малообъективная, на мой взгляд, реакция и подвигла написать этот короткий комментарий.
Сразу хочу отметить, обращаясь к моим братьям по профсоюзному цеху, что после внимательного прочтения законопроекта и проанализировав его увязку с другими федеральными законами, готов утверждать - вводимые этим проектом нормы, с учетом порядка регулирования нашей деятельности в соответствии с федеральным законом «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», никак не скажутся на работе как нашего объединения профсоюзов, так и на профсоюзах в целом. Естественно, как и при принятии других законов, касающихся деятельности институтов гражданского общества, есть опасения связанные с правоприменительной практикой и отчётливым желанием работодателей и нечистоплотных чиновников использовать любой юридический повод для давления на реально работающие профсоюзы. Но уже существующих дыр и противоречий в законодательстве для этих целей им вполне достаточно, да и цель данного законопроекта, в чём я уверен, далека от создания очередной законодательной дубинки против профсоюзов.
Что же касается моей оценки самого проекта закона, то прежде всего хочу заметить отсутствие в нём запретительных мер по отношению к деятельности подпадающих под его действие организаций. Разговоры, а тем более утверждения, что после введения его в действие НКО будут вынуждены закрыться или их деятельность попадет под какие-либо запреты – несостоятельны, а чаще носят просто характер PR-вброса и манипуляций.
Занимаясь профсоюзной деятельностью, которая, по сути, является хоть и специфической, но правозащитной деятельностью в области трудовых и социальных прав, я понимаю озабоченность общественных правозащитных организаций, которые зачастую помогают нам в нашей повседневной работе. Однако хочу уточнить, что в случае с данным законопроектом речь идёт о регулировании, прежде всего информационной открытости субъектов именно политической деятельности работающих вне статуса политических партий. Согласитесь, трудно воспринять миллиардные вливания средств в российские общественные движения и НКО другими государствами за счёт своих налогоплательщиков, как благотворительный акт. Не хочу обсуждать мотивацию иностранных грантодателей и строить какие-либо теории на этот счёт, но мой многолетний опыт говорит об отсутствии альтруизма как в российской политике, так тем более в политике других стран по отношению к России.
Согласен, что каждая общественная и некоммерческая организация имеет свои приоритеты, партнёров и особенности в своей деятельности, это их неотъемлемое право. Но публичная политическая деятельность подразумевает максимальную прозрачность. Это справедливо для любого государства, считающего себя суверенным. Ведь именно открытости, честности и реализацию интересов большинства, мы и другие участники гражданского общества требуем от наших политиков и чиновников. Думаю, что требование информационной открытости, в данном контексте будет справедливо и полезно если будет распространяться на все субъекты политического процесса в нашей стране. Без исключений. А это значит, что процесс формирования правил регулирующих внутриполитическое пространство будет продолжен, а представителям НКО вопиющим об очередном «конце демократии в России» стоит быстрее включаться в конструктивную законотворческую работу совместно с политическими партиями, если конечно эти НКО действительно хотят, чтобы их мнение было актуально для обсуждения и учёта.
Не стоит рассматривать моё мнение, как голос в поддержку данного закона, так как, на мой взгляд, его важность и значимость сильно преувеличены и необоснованно раздуты. Информационно это подогревается как стороной считающей себя «страдающей» от закона, но и авторы проекта идя по процедуре принятия закона без широкого общественного обсуждения всю эту нервозную ситуацию и реакцию провоцируют. Не вызывает у меня и сомнений, что при принятии закона и появлении правоприменительной практики необходимо будет в несколько этапов уточнять формулировки и определения применяемые в данном проекте.
Новый этап развития политической системы, а также возрождающаяся активность общества, на мой взгляд, потребует достаточно быстрого «взросления» всех участников политического процесса, а также взаимной ответственности для выработки оптимальных путей общественного диалога, сохранения и развития страны и общества.
Текст законопроекта (См. "Материалы по теме") Автор: Куликов Евгений
|