|
|
|
Танкер «Советская гавань» с октября стоит в китайском порту Тяньцзинь. Стоит не по своей воле: судно арестовано, поскольку владельцы не расплатились за услуги порта. Долг по зарплате перед экипажем перевалил за 200 тысяч долларов. Морякам остается уповать на помощь правоохранительных органов и федеральной власти.
Этот российский танкер, собственность Восточной судоходной компании, был сдан в аренду кипрской компании «Хогла фар ист лимитед». Однако следы арендатора затерялись в далеком офшоре. Профсоюзы и следователи ломают голову, существует ли кипрский оператор на самом деле и кто должен заплатить морякам, если он банкрот.
Стыдно жене смотреть в глаза
«Я устроился на „Советскую гавань“ под Новый год, — рассказывает „Труду“ 3-й помощник капитана Павел Носов. — В Находке мне сказали, что судно на ремонте, но через неделю выйдет в рейд. В январе прилетел в Тяньцзинь, 13-го числа поднялся на борт. И тут узнал, что судно арестовано, потому что владелец не перечисляет деньги за постой и ремонт. Капитан каждый понедельник уверял, что через неделю выйдем в море. В марте терпение лопнуло, я написал заявление о расторжении трудового договора. Списывать на берег меня не хотели — мол, на судне нужен штурман. Профсоюз в Находке помог вернуться домой, но зарплату за 3,5 месяца до сих пор не получил. Хожу в море не первый год, но с таким беспределом не сталкивался».
«Я на борту «Советской гавани был семь месяцев, — вспоминает механик Владимир Макаров. — Мы не бездельничали, все это время занимались ремонтом, жили без горячей воды, питались лапшой „доширак“. После жалоб и обращений мне выплатили только половину денег. Мне стыдно смотреть в глаза жене, ведь семья рассчитывала на мою зарплату. Я очень надеюсь на профсоюз, что он добьется, чтобы нам заплатили».
Концы в воду
«Сегодня на борту „Советской гавани“ находятся шесть человек команды, — говорит заместитель председателя РПСМ (Российского профсоюза моряков) Николай Суханов. — Остальные вернулись домой. Долг по зарплате перед экипажем в начале лета перевалил за 200 тысяч долларов. Задолженность за пользование доком и за портовые услуги, судя по всему, не меньше».
Сначала моряки обращались за защитой в Дальневосточное следственное управление и транспортную прокуратуру. Там отвечали, что ничего сделать не могут, поскольку судно зарегистрировано на Кипре и потому вне российской юрисдикции. «Однако хозяева танкера — в России, — продолжает Николай Михайлович. — Мы обратились к собственнику — Восточной судоходной компании. Нам ответили, что танкер сдан в аренду по договору бербоут-чартера кипрской компании „Хогла фар ист лимитед“. Поэтому арендатор должен платить морякам зарплату, а судовладелец, мол, сам не знает, как получить с пользователя арендную плату за девять месяцев. В общем, концы в воду, и вроде как спросить не с кого».
Формально действительно все правильно, но только в случае, если кипрская компания реальная. А на сегодняшний день, говорит Суханов, создается впечатление, что «Хогла фар ист лимитед» существует только на бумаге. По крайней мере дозвониться до нее никому не удалось. Такие офшоры выгодны судовладельцам, потому что избавляют их от ответственности перед российскими законами. А подозрение, что «Хогла фар ист лимитед» — компания бумажная, возникло еще и оттого, что танкер ходил под российским флагом, что при условии сдачи в аренду иностранному оператору недопустимо по международным морским законам.
Достучаться до Кремля
«Мы на прошлой неделе организовали встречу моряков „Советской гавани“ с начальником Дальневосточного следственного управления генерал-майором Устиновым, — говорит Николай Суханов. — Лично ему передали все дела и попросили детально разобраться. Надеюсь, теперь дело сдвинется с мертвой точки».
Первым делом следователи проверяют договор. Если договор составлен с нарушениями, он будет аннулирован. В этом случае судовладелец — Восточная судоходная компания (кстати, владеющая еще 14 судами) — должен будет расплатиться с моряками, а также перечислить все полагающиеся налоги в российскую казну.
Если же договор аренды составлен правильно, то у Николая Суханова есть последний козырь в кармане. Три года назад подобный случай был с судном «Профессор Вознесенский», арестованным за долги в Шанхае. Моряки сидели на борту без денег и без еды, буквально голодали. Тогда Николай Суханов дозвонился в приемную Кремля и попросил срочной помощи. И буквально через трое суток хозяева деньги нашли, морякам заплатили зарплату, а теплоход выпустили из китайского порта.
«Мы своих в беде не бросаем, — говорит Суханов. — Это же российская собственность, российские граждане и, кроме прочего, наш престиж. И если правоохранительные органы не помогут, то будем обращаться к федеральной власти». Автор: Павел Орлов
|