|
|
|
«Интервью за интервью», – сокрушается Виктор Иванович, усаживаясь перед диктофонами и фотоаппаратами. За такой короткий срок он, действительно, поднаторел в разговорах с прессой: действия предшественника комментирует с неохотой, от неудобных вопросов «уходит», а вот о больших планах рассказывает с нескрываемым удовольствием.
Виктор ЕФРЕМОВ сменил на посту председателя Пермского краевого совета профсоюзов Бориса ПОЖАРСКОГО в конце марта 2007 года. За него проголосовало большинство участников пленума – члены 23 профсоюзных организаций предприятий края. Следующая отчетно-выборная конференция Пермского краевого совета профсоюзов состоится в 2010 году.
– Виктор Иванович, в рамках Всероссийской акции «Профсоюзы – за достойную пенсию!» в Перми состоялся пикет. Не скроем, многих журналистов и общественных деятелей удивила внезапная забота профсоюзов о пенсионерах…
– Ну, да. Казалось бы, профсоюзы и пенсионеры – какая взаимосвязь? Но все работники, любого предприятия, согласитесь, когда-нибудь выходят на пенсию. А так, подобные акции всегда сопровождаются какой-то атрибутикой, стишками, транспарантами. КПРФ появилась на пикете, хотя мы ее, собственно, не приглашали. Эта акция не имеет политической окраски.
– А какую окраску она имеет?
– В январе этого года прошла подобная акция, организованная ассоциацией профсоюзов базовых отраслей промышленности (оборонных предприятий). В ответ на нее в Госдуме был создан соответствующий комитет, но за прошедшие месяцы никаких результатов достигнуто не было. Теперь на акцию поднялись все профессиональные союзы. Вторым этапом будет первомайская демонстрация. И если снова правительство и Госдума не отреагируют должным образом, будет третий, более жесткий этап. Вплоть до всероссийской забастовки, чего крайне бы не хотелось.
Требования по сути простые. Первое – чтобы пенсия была не ниже прожиточного минимума, то есть суммы доходов, которые позволяют реально выжить человеку. И второе, чтобы коэффициент замещения пенсий был не ниже 40% от той заработной платы, которая сложилась в крае.
– Если ФНПР (федерация независимых профсоюзов) все же объявит забастовку, если правительство никак не отреагирует на требования профсоюзов. Здесь, в Прикамье, вы поддержите забастовку?
– Мы очень взвешенно будем подходить к решению этого вопроса. Не так, как солдаты, ФНПР сказала – «бастуем» – и мы исполнили. Мы соберем президиум и будем обсуждать. Ведь если краевая власть пойдет нам навстречу, например, установит пенсию не ниже прожиточного минимума, так и надобность участия в акции отпадет.
– Ваше видение дальнейшего развития профсоюзного движения и взаимоотношений с членскими организациями?
– Сейчас профсоюзы работают на патерналистских принципах. Происходит это так: руководитель предприятия или разрешает что-то профсоюзу или не разрешает. часто профсоюзные организации не принимают участия в таких важнейших вопросах, как, например, повышение заработной платы. Это в корне неверно. И мы хотим, чтобы профсоюзные организации стали партнерами работодателей.
– Что для этого Вы предлагаете изменить?
– Профсоюз может заключить с работодателем договор, по которому он берет на себя обязательства: снизить затраты работодателя.
– Каким образом?
– Например, обеспечить снижение травматизма на производстве (работодатель обязан платить компенсацию по потере трудоспособности). Или другое. Сейчас забыты соревновательные формы организации производства, меж тем за рубежом они широко развиты. Наиболее продвинутые предприятия в России к ним возвращаются, ведь они позволяют повысить производительность труда.
И если по итогам какого-то отчетного периода у предприятия в результате этих усилий профсоюза появляется сверхприбыль, руководитель профсоюза может смело садиться за стол переговоров и предлагать: «Мы создали сверхприбыль, давайте рассмотрим вопрос повышения заработной платы».
Так они становятся партнерами.
– Виктор Иванович, можете привести примеры подобного сотрудничества?
– Это наиболее продвинутые предприятия нефтегазового комплекса, в строительстве, в химической промышленности есть такие примеры. Но это пока не системно. Мы переговорили уже с Прикамским центром стратегического планирования по развитию такого направления. Главная задача – включение профсоюзов в управление социально-экономическими процессами на предприятиях.
И здесь потребуется подключение низовых слоев профсоюзов, потому что сейчас в основном профсоюзы устроены таким образом: есть председатель – пусть он и разбирается, он и отвечает. Мы хотим вернуть профсоюз членам профсоюза, чтобы это была не просто парторганизация.
– И как добиться от них инициативы?
– Идея уже получила положительный отклик, и некоторые профсоюзные организации сами уже проявляют инициативу, например, жилищно-коммунальная профсоюзная организация сама вышла на Прикамский центр стратегического планирования.
– Виктор Иванович, ожидаемый, скорее всего, вопрос. Каково Ваше видение ситуации вокруг профсоюзного имущества?
– На мой взгляд, ситуация с имуществом крайсовпрофа излишне политизированная. Мы планируем создание коллегиального управляющего органа, который рассмотрит, как наши объекты работают и как дальше они будут развиваться. Может быть, потребуется решение о продаже каких-то объектов. Мы сегодня вкладываем средства в санаторий «Красный Яр», нам нужно, чтобы он приносил прибыль и развивался. Если этого не произойдет, мы собираемся и коллегиально решаем, что делать дальше с этим имуществом.
– Может, сегодня уже известно, на какие объекты крайсовпроф делает ставки, а какие будут проданы?
– Ничего продавать крайсовпроф не собирается. То, что у него есть, крайсовпроф постарается сохранить. Потому что все активы имущественные, которые у него есть, рентабельные или находятся в стадии развития, как тот же «Красный Яр». Сейчас какого-то смысла что-то продавать нет, но контроль над использованием объектов и их рентабельностью необходим.
– Как бы Вы могли прокомментировать предложение ФНПР о передаче «Красного Яра» им в доверительное управление?
– Предложение такое поступало, но при этом ФНПР не предоставила соответствующей проработанной документации. Моя точка зрения: управлять активом все-таки лучше здесь. Любая передача в доверительное управление означает признание своей неспособности эффективного управления имуществом, а я считаю, что у нас есть все возможности, силы и знания, чтобы навести порядок и сохранить наше имущество.
– А вообще как складываются взаимоотношения с ФНПР? Борис Пожарский вел достаточно самостоятельную политику, а Вас называют его преемником…
– Борис Иванович – достаточно смелый руководитель, со своими взглядами. И я считаю, что координационные советы, которые были созданы в Перми, спасли пермские профсоюзы в дни смуты. Мы предложили ФНПР, что по развитию профсоюзов будем учитывать мнение других организаций. Цели, что у нас, что у ФНПР, одни, требования – «Справедливость. Занятость. Законность». И мы в этом отношении оригинальничать не будем, но методы и тактика нашей работы могут разниться. Противопоставлять нас не надо.
– Неожиданные сокращения или назначения в структуре самого крайсовпрофа предполагаются?
– Изменения будут, но не неожиданные. Я не сторонник «резкой ломки». Основная цель структурных изменений – настроить работу крайсовпрофа на упреждение. Мы должны быть более информированными, чтобы суметь предупредить негативные явления, которые происходят. Например, тарифы повышаются, мы сейчас реагируем на это уже постфактум. Для предупреждения нам надо работу отделов перестроить на более тесную взаимосвязь с администрациями, с региональной ассоциацией работодателей и так далее. Автор: Ефремов Виктор
|