ПУТЬ В МОРЕ - С БАЛТИЙСКОГО СТАПЕЛЯ?
- Николай Сергеевич, вы были участником слушаний о состоянии и перспективах судостроения в Петербурге. Каковы результаты мероприятия?
- Депутатские слушания, организованные комиссией Заксобрания по промышленности, экономике и собственности, были очень полезны. Давно назрел вопрос о проблемах судостроительных предприятий и перспективах отрасли в нашем городе. По итогам слушаний сделаны рекомендации. Правительству РФ - предусмотреть в федеральной целевой программе развития судостроения средства на модернизацию основных фондов петербургских судостроительных предприятий. Госдуме - до 2008 года принять федеральный закон о поддержке судостроения. Правительству и Заксобранию Санкт-Петербурга - рассмотреть возможность предоставления льгот по уплате налога на землю судостроительным предприятиям, осуществляющим научно-исследовательские разработки.
- На слушаниях остро встал вопрос о судьбе Балтийского завода, вокруг которого появились разные слухи. Вы много лет проработали на этом заводе, знаете проблему изнутри...
- Я балтиец до корней волос, ведь долгих 33 года проработал на этом прославленном предприятии: 18 лет электросварщиком, а затем заместителем председателя профкома. И подтверждаю: Балтийский завод может построить любой корабль или судно “от” и “до”. Завод - это не только стапель, но и машиностроительное, литейное, винтовое и котельное производство. Он специализирован на строительстве военных кораблей, судов с ядерными энергетическими установками, химических танкеров, ледоколов для Севморпути. Балтийскому заводу - 150 лет, и многие годы своей богатейшей биографии он с честью носил звание патриарха и флагмана отечественного судостроения.
И вот это уникальное предприятие намерены уничтожить... По уровню производства Балтийский завод, в модернизацию которого предыдущий собственник вложил 50 млн долларов, существенно превосходит Северную верфь, куда вроде бы собираются перевести заводские мощности, чтобы очистить площадку для элитного жилья и бизнес-центров.
Моя позиция, как бывшего балтийца, такова: Балтийскому заводу быть именно на прежнем месте. Ведь при переезде очень многое потеряется. Да и наладка судостроительного процесса может затянуться на долгие годы. А потеря даже трех-пяти лет чревата для завода, да и для всей отрасли катастрофическим отставанием от мирового судостроения: будут невосполнимые потери оборудования, технологий, а главное - кадровые. И это в то время, когда идут активные разговоры об освоении арктического шельфа. А кто и где будет строить ледоколы?..
БЛУДНЫЙ СЫН ПРОФСОЮЗА
- Обсуждался и вопрос сохранения трудовых коллективов и подготовки кадров. Каким вы видите решение проблемы?
- Не секрет, что одна из наболевших проблем нашего города - кадровый голод, особенно в судостроении. Ведь более 15 лет практически не работали ПТУ, и профессиональные кадры никто не готовил. Возник и возрастной разрыв: большая часть судостроителей достигли пенсионного возраста или подошли к нему. Заводская молодежь еще неопытна. А среднего звена почти нет. Потеря рабочего “костяка” неизбежно скажется на авторитете и работе судостроительных предприятий. Ведь подготовка квалифицированного рабочего специалиста длится как минимум пять, а то и больше лет...
Решение проблемы я вижу в возрождении давно зарекомендовавшей себя системы подготовки рабочих специалистов через ПТУ. Хорошо зарекомендовала себя и такая форма подготовки молодых рабочих, как ученичество-наставничество на рабочем месте.
- Процесс распада на разные “фирмы” и “фирмочки” некогда мощных предприятий часто сопровождается дроблением трудовых коллективов, появлением неформальных и даже маргинальных профгрупп. Какова ваша позиция в отношении так называемых “параллельных” профсоюзов? В чем конкретно выражается их “параллельность”?
- Трудовой коллектив сохраняется и стабилизируется тогда, когда есть перспектива. Он объединяется и сплачивается, когда появляется опасность. Пример - ситуация с Балтийским заводом.
В кризисных ситуациях меняется роль и функция профсоюзного лидера: он нацеливается на сплочение своей профорганизации, отстаивание ее права на существование. В связи с этим необходимо отметить важную, положительную роль председателя профкома Балтийского завода Вячеслава Петровича Фирюлина, который очень многое делает для сплочения и активизации коллектива. Привлекает внимание СМИ, общественности и властей для спасения родного завода и его трудового коллектива.
К сожалению, в профсоюзных рядах есть и отрицательные примеры. Находятся и такие “профлидеры”, которые вместо консолидации ведут работу по развалу профорганизаций. Зачастую эти “деятели” преследуют свои меркантильные и, возможно, политические цели. В качестве такого примера можно привести действия г-на Максименко С.П. по расколу Российского профсоюза работников судостроения.
За антипрофсоюзные действия этот “господин” был исключен из членов профсоюза еще в 2004-м, но, используя пробелы в законодательстве, сумел зарегистрировать так называемую “Территориальную организацию профсоюза работников судостроения Санкт-Петербурга и Ленинградской области”. В результате, вместо того чтобы выступать единым фронтом для решения экономических и социальных вопросов, профорганизации судостроителей региона во многом заняты внутрипрофсоюзными “разборками”.
Это было бы смешно, если бы не было так грустно: около 18 тысяч членов РПРС фактически финансируют деятельность территориальной организации, возглавляемой Максименко, у которого своих членов профсоюза нет, как нет и такого профсоюза - работников судостроения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
- Были ли попытки компромиссно или радикально разрешить столь запутанную, если не сказать, анекдотичную ситуацию?
- Ситуация развивается строго по народной поговорке: “Чем дальше в лес, тем больше дров”. Возможно, разногласия могли быть разрешены мирным путем еще в первый год “раскола”, в 2004-м. Но за время этой тяжбы стороны так и не сумели достигнуть согласия и, как говорится, просто вошли в клинч...
В качестве председателя ревизионной комиссии профсоюза и теперь уже в роли председателя территориальной организации я пытался установить контакты с председателями первичек “альтернативного” профсоюза. Пытался найти точки соприкосновения и пути к примирению. К сожалению, все упирается в одно: мол, мы готовы идти на контакты, но только вместе с Максименко и как самостоятельный профсоюз. Мы тоже готовы на контакты, но при условии полного соблюдения устава РПРС. А в соответствии с уставом Максименко С.П. не член профсоюза, и ни одна первичка в профсоюзе не ликвидирована.
ГЛАВНОЕ - СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
- Каковы перспективы территориальной организации профсоюза в случае создания Объединенной судостроительной корпорации (ОСК)? Ожидаются ли локальные изменения или масштабные перемены в деятельности вашей организации?
- Независимо от структурных “схем” работодателей функции профсоюза неизменны - защита экономических и социальных интересов людей труда. Конечно, надо будет подстраиваться под эту мощную госструктуру, адаптироваться к новым условиям.
Считаю, что создание ОСК на судостроительном рынке - факт положительный: у профсоюзов появится заинтересованный партнер по переговорам на высшем уровне. На переговорах по зарплате, социальным гарантиям и условиям труда важно иметь дело с представительным лицом, наделенным полномочиями.
- А как будут решаться профсоюзные вопросы и проблемы на тех судостроительных предприятиях, которые не войдут в ОСК? В частности - на Балтийском заводе?
- Конечно, поиск новых организационных структур и форм работы будет вестись и на этих предприятиях.
Но пока трудно сказать, как будут развиваться события на петербургских судостроительных предприятиях и вообще в судостроении. Жизнь покажет, какие структуры, пути и формы деятельности наиболее эффективны.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы профсоюзов в период парламентских и президентских выборов?
Не пора ли профдвижению активней включиться не только в экономическую, но и в политическую борьбу?
- По закону ФНПР и отраслевые профсоюзы не имеют права законодательной инициативы и не могут напрямую участвовать в выборном процессе. Но как внепартийная структура они вправе выбирать и поддерживать ту политическую партию, которая будет отстаивать их интересы.
Считаю, что в современных условиях участие профсоюзов в политической жизни и в органах управления на местах особенно важно. Профорганизации через своих представителей должны обеспечивать защиту не только экономических, социальных и правовых, но также политических и духовных интересов членов профсоюзов. Скажу больше: сегодня, когда идет сложный процесс формирования российского государства, его законодательной базы и политической системы, активность профсоюзов в политике и усиление их влияния на органы власти всех уровней считаю обязательными. Уверен, что это будет способствовать формированию по-настоящему правового государства с социальной направленностью.
АВТОРСКОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
1. Депутатские слушания подтвердили, что для сохранения петербургского судостроения необходимы: глубокая модернизация судостроительных и судосборочных производств, преодоление технического отставания, принятие комплекса организационных, экономических и законодательных мер на федеральном и региональном уровнях.
2. Петербургские парламентарии намерены в ближайшее время встретиться с трудовым коллективом Балтийского завода и разобраться в ситуации. Они также решили обратиться в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом с просьбой выразить официальную позицию государства в отношении Балтийского завода.
Есть надежда, что заводские цеха, стапели и причальные стенки знаменитого предприятия будут и дальше работать во благо Петербурга и России, принося им пользу и славу.