|
|
|
О положении учителей и реформе образования рассказывает Татьяна ЮДИНА, председатель Межрегионального профсоюза учащихся и работников образования, науки и культуры (МПОНК), лидер новосибирской региональной организации ВКТ.
Как влияют на ситуацию постепенные небольшие увеличения зарплаты учителей?
Постепенное небольшое увеличение зарплаты учителей усыпляет их бдительность. По природе своей учитель терпелив. Очередное мизерное повышение его стимулирует, возникает мотив ожидания перемен к лучшему. Кроме того, следует учитывать и такие факторы: во-первых, средний возраст педагога в Новосибирской области приближается к 50 годам, во-вторых, в школах высок процент работающих пенсионеров. А это означает, что система постепенного небольшого увеличения зарплаты срабатывает безотказно: учителя безропотно трудятся, не помышляя ни о каких акциях протеста. Им хорошо и то, что они имеют возможность приработка к настоящей или грядущей нищенской пенсии, ведь молодые на пятки не наступают.
В чём заключается региональная специфика положения учителей?
Материальное положение учителя напрямую зависит от региона. Власть все жестче завинчивает гайки. Практически всех директоров школ принудили вступить в «Единую Россию». Это вступление не афишируется, включены скрытые механизмы давления, в том числе и подкупа (такой нюанс: все расчетные листки учителей доступны для всеобщего обозрения, кроме листков администрации и приближенных к ней). Чиновничий произвол в школах города и области господствует как никогда. А жесткая власть — это несвобода учителя. Сейчас свободные профсоюзы в образовательных учреждениях почти не создаются. Там же, где они существуют давно, администрация и деятели от ФНПР прибегают ко всяким ухищрениям, чтобы их уничтожить.
Как влияет реформа образования и науки на положение учителей?
Реформа образования окончательно выбивает у учителя почву из-под ног. Российское образование всегда носило фундаментальный классический характер; российский учитель, обучая, давал мировоззренческие основы. Сейчас их нет. Нет вообще никакой стабильности. Придуманная подушевая оплата труда абсолютно не способна «простимулировать» учителя (фонд оплаты труда, согласно реформе, делится на базовую и стимулирующую части). Учителя творческие не могут работать не творчески даже при отсутствии «стимуляции». Учителя нетворческие умеют собирать вовремя нужные бумажки. Кто будет простимулирован?
Подобная система оплаты ведет еще и к разобщению педагогов. Проверенная политика: «Разделяй и властвуй!» И последнее. А судьи кто? Распределением стимулирующей части будет заниматься администрация. По своему горькому опыту учителя знают, что на объективность последней надеяться не приходится, а о роли профсоюзов в этом деле никто даже не вспоминает.
Расскажите об опыте борьбы учителей и других работников образования, науки и культуры в Новосибирске и Сибирском регионе.
Новосибирский свободный профсоюз работников образования и культуры существует с 1996 года. Возник, в первую очередь, из-за задержек с выплатой зарплаты. Именно тогда, в 1996—1999 гг., успешно проходили забастовки и проблемы решались.
Принципиальную позицию занял профсоюз по поводу незаконного закрытия детских дошкольных учреждений. Чиновники Новосибирского районного отдела образования до сих пор помнят, какой бой им дал коллектив детского сада №1 п. Кольцове, организовавший первичную профсоюзную организацию в составе регионального свободного профсоюза. Почти два года держался мятежный садик, вопреки предписаниям местных властей. Несмотря на то, что все работники сада вместе с заведующей были уволены, учреждение продолжало работать. Но какая мощная поддержка была от населения, от родителей, общественности! В 1998 году по решению суда, куда обратился профсоюз, отдел образования выплатил незаконно уволенным работникам детского сада за вынужденный прогул и в возмещение морального вреда около миллиона рублей.
Благодаря правозащитной деятельности профсоюза более 350 учителей получили невыплаченную за полтора года доплату на приобретение методической литературы. Этот судебный прецедент в одном районе решил проблему с вышеназванной доплатой для всей области.
А вот для того, чтобы решить проблему с оплатой жилищно-коммунальных услуг учителям сельской местности профсоюзу потребовалось целых 10 лет! Да и то результат был достигнут только на год, потому что с октября 2007 года, по решению Новосибирского областного совета, жилищно-коммунальные льготы учителей сельских школ монетизируют. К чему это приведет, всем понятно.
С какими проблемами сталкиваются образовательные профсоюзы и другие формы самоорганизации педагогических работников?
Апатия. Неверие в свои силы. Учителя знают, что можно добиться соблюдения своих прав, положительный опыт борьбы в 90-е годы еще в памяти. Но в условиях выживания, в условиях интенсивного труда, когда лишь бы заработать побольше, у людей не остается сил на борьбу, на системные действия. Произошло смещение акцентов: главное — деньги, а какой ценой — мало кто задумывается.
Актуальна и проблема лидеров. Лидеры тоже не свободны от зарабатывания денег, это одно, а другое — это разобщенность и среди свободных профсоюзов. Лидеры пока не научились договариваться.
«ОПТИМИЗАЦИЯ» В ШКОЛЕ
Одним из плодов неолиберальной политики В. Путина и Д. Медведева стал Приоритетный национальный проект «Образование». По сути, это — красивая сказка об умных учащихся, богатых педагогах и довольных родителях. Но (и это свойство любой неолиберальной утопии) внедрение этого нацпроекта имеет свои катастрофические последствия, впрочем, в основном отсроченные. Вообще ПНП «Образование» имеет много граней и создаёт много проблем. Но сейчас мы остановимся на одной из них — финансирование школ по нормативно-душевой модели.
Правительство уже давно говорит о необходимости «оптимизации» средних школ. Власти не понимают, куда уходят деньги и что получается в итоге образовательного процесса. И действительно, в школах существует много проблем. Но здесь мы не должны забывать о том, как слово «оптимизация» понимает Правительство РФ, а именно как синоним слов «приватизация» и «ликвидация». Однако так просто закрыть средние школы нельзя. Это не музыкальные и прочие спецшколы, которые будут распродаваться через превращение их в автономные учреждения. Даже абсолютно нерентабельную сельскую школу можно закрыть только по решению сельского схода или других органов местного самоуправления. Но команда Путина и тут нашла выход.
Если нельзя сократить напрямую, то можно это делать косвенно. И главным тараном школ стал принцип нормативно-душевого финансирования. Теперь заработная плата учителей будет зависеть от числа обучаемых им учеников. Понятно, что учитель в малокомплектной сельской школе, несмотря на все компенсации, будет получать качественно меньше, чем его городские коллеги.
Следствием станет естественный отток учителей из сельских школ. К этому надо добавить один интересный факт. С 1 января 2008 г. сельским учителям больше не предоставляется отсрочка от призыва в армию. То есть в сельские школы не будет больше притока молодых выпускников педвузов, которые не хотят идти в армию и готовы быть фактически бесплатной рабсилой.
Помимо сельских школ пострадают ещё и небольшие городские школы, которые занимались спецподготовкой. Они должны будут пойти либо на сокращения зарплаты или штата, либо на объединение с другими школами.
Введение финансирования школ по нормативно-душевой модели имеет ещё два последствия.
Во-первых, перед многими школами встанет вопрос: либо сокращать учителей, либо сокращать им зарплату. И такие прецеденты уже можно наблюдать в тех регионах, где в качестве эксперимента была введена новая система распределения средств.
Во-вторых, снизится качество образования. Уровень знаний ученика напрямую зависит от времени, которое ему уделяет учитель на уроке. А чем больше детей в классе, тем меньше времени учитель может уделить каждому из них. И это доказано множество раз. Это аксиома, знакомая каждому студенту педвуза. Однако стремление хотя бы немного увеличить свой скромный заработок будет толкать педагогов на увеличение числа учеников в классах.
Так что в сухом остатке нацпроект «Образование» — всего лишь очередная попытка сэкономить на будущем и закрепить классовую дискриминацию. Нет денег на качественное образование в частной школе — получай суррогат и забудь о светлом будущем. Таких не берут в космонавты. Автор: Юдина Татьяна
|