4 апреля на селекторном совещании с региональными профсоюзниками будет определяться массовость проведения коллективных действий бюджетников, которые должны состояться 22 апреля по призыву Ассоциации профсоюзов работников бюджетной сферы.
Уважаемые дамы и господа!
Мы пригласили вас, чтобы объяснить, почему ситуация в сфере оплаты труда вызывает сегодня серьезную озабоченность профсоюзов, объединяющих работников здравоохранения, образования и культуры!
Почему мы считаем, что вновь обмануты ожидания миллионов работников бюджетной сферы! Что Правительство России искажает инициативы Президента страны!
Позвольте изложить суть проблемы.
Думаю, не стоит особо останавливаться на оценке той, без преувеличения, критической ситуации, которая сложилась в сфере оплаты труда в наших отраслях.
В течение многих лет эта ситуация практически не меняется и уровень среднемесячной зарплаты, сложившейся в отраслях постоянно колеблется около 60-70% по отношению к средней зарплате в промышленности.
Кроме того, говоря об уровне оплаты труда, мы оперируем среднестатистическими цифрами, которые складываются с учетом вторичной занятости.
Если же оценить саму величину гарантируемых работникам окладов, то очевидно, что для значительной части специалистов наших отраслей они не достигают даже прожиточного минимума.
Это вынуждает подавляющее большинство наших работников, чтобы обеспечить себе и своей семье элементарное существование, работать на 2 -3 работах. Конечно же, это сказывается на качестве оказываемых услуг!
В последнее время средства массовой информации активно муссируют вопрос о платных услугах в здравоохранении, образовании. Действительно, объем платных услуг в наших отраслях расширяется, однако это обусловлено именно недостаточностью финансирования учреждений. Но должен заявить, что эти средства также не позволяют принципиально изменить ситуацию с материальным обеспечением работников, так как значительная их часть направляется на обеспечение лечебного и учебного процессов.
Позиция наших Профсоюзов однозначна, и она неоднократно заявлялась на всех уровнях - зарплата работников нуждается в принципиальном увеличении.
Однако максимум, на что шло Правительство страны - это незначительные повышения окладов, которые лишь ненамного превышали уровень инфляции.
Но в 2007 году Правительством страны был предложен иной механизм повышения заработной платы - не в виде пусть минимального, но гарантированного увеличения размера окладов, а в форме увеличения стимулирующих выплат. Этот механизм зафиксирован в Постановлении Правительства от 22.09.2007г. № 605.
Позвольте коротко объяснить, в чем здесь принципиальная разница. Заработная плата работников бюджетной сферы, как известно, состоит из тарифной части (оклад, ставка) и надтарифной части (различные надбавки и доплаты, исчисляемые в большинстве случаев в процентах от основного оклада, ставки). Для каждого работника доля этих составных частей разная, а очень усредненное это соотношение составляет 50 на 50.
С 1 сентября прошлого года ставки и оклады работников остались прежними, надбавки и доплаты остались прежними, а к ним добавилась очередная надбавка - стимулирующая - в размере 15 процентов от оклада (ставки). Таким образом, заработная плата работника возросла, естественно, не на 15 процентов, а в значительно меньших размерах - в среднем на 7 процентов.
Именно поэтому мы озвучиваем то, что говорят люди - ожидания миллионов работников бюджетной сферы оказались обманутыми, ведь реальный размер заработной платы при сложившемся уровне инфляции практически не увеличился!
Но принятие Правительством России указанного Постановления вызывает серьезную тревогу и по иной причине!
Процедура его принятия стала наглядным примером проявляющейся все чаще в последнее время тенденции во взаимодействии с профсоюзами, несовместимой, по сути, с принципами социального партнерства.
А ведь это основной механизм, позволяющий профсоюзам представлять и отстаивать на всех уровнях власти трудовые и социально- экономические интересы работающих.
Так вот, это Постановление было принято без предварительного обсуждения в рамках Российской трехсторонней комиссии, а профсоюзы были просто поставлены перед свершившимся фактом.
Можно было бы считать это досадным недоразумением, если бы история не повторилась вновь, о чем свидетельствует ситуация с повышением зарплаты с февраля с.г.
Немного предыстории.
17 декабря 2007 года на VIII съезде партии «Единая Россия» Президент Российской Федерации В.В. Путин признал, что реальная инфляция в 2007 году значительно превысила запланированные параметры и это создало угрозу невыполнения его поручения о повышении заработной платы работников бюджетной сферы в реальном исчислении за три года (2005-2007) не менее чем в 1,5 раза.
В этой связи Президент РФ предложил осуществить повышение заработной платы работников бюджетных учреждений с 1 февраля 2008 года на 14 процентов вместо ранее предусмотренного повышения с 1 сентября 2008 года на 7 процентов.
В целях финансового обеспечения этой задачи внесены изменения в Федеральный бюджет, средства на индексацию (повышение) оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений выделены.
3 марта на совещании с членами Правительства России Президент Российской Федерации В.В. Путин ещё раз подтвердил, «что все взятые на себя обязательства в социальной сфере мы безусловно должны исполнять. Это касается и необходимых индексаций».
Казалось бы - дело за малым - Правительство должно разработать механизм осуществления этих выплат.
При этом следует помнить, что ст. 134 Трудового кодекса РФ четко регламентирует необходимость повышения уровня реального содержания заработной платы путем индексации ее в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Однако, Распоряжение Правительства РФ от 07 марта с.г. опять в качестве механизма реализации указанного повышения предусматривает увеличение стимулирующих выплат.
Согласитесь - ситуация немного странная: Президент поручил, деньги в бюджете выделены, но... у Правительства своя точка зрения!
Если отвлечься от процентов и снова обратиться к конкретным цифрам, то станет очевидным, что все эти бюрократические игры разворачиваются вокруг нищенских окладов (ставок)- ведь максимальный размер оклада, предусмотренный Единой тарифной сеткой, сегодня составляет 5.5 тысяч рублей.
В этой ситуации профсоюзы выразили категорическое несогласие с предложенным механизмом повышения зарплаты!
В течение 3-х месяцев Совет Ассоциации добивался иного решения и направлял свои предложения в разные структуры федеральной власти!
И сегодня я должен вам сообщить, что не столько наши письма и телеграммы руководству страны, Правительству РФ, письма и телеграммы с мест, сколько, скорее всего, именно обращение к средствам массовой информации все-таки побудило руководство Минздравсоцразвития России к продолжению конструктивных переговоров по этой проблеме.
Буквально вчера состоялась рабочая встреча с зам. Министра здравоохранения и социального развития России Александром Сафоновым, в ходе которой достигнута договоренность о разработке Министерством механизма реального повышения заработной платы каждого работника в объявленных Президентом страны размерах.
Мы надеемся, что на этот раз эти договоренности будут реализованы!
Если же это не произойдет, Совет Ассоциации призвал наших членов профсоюзов провести 22 апреля предупредительные коллективные действия в форме митингов, пикетов по всей России.
Многим может показаться: то, что мы добиваемся для работников федеральных учреждений, никак не скажется на судьбе многих миллионов работников на местах. Ведь в современных условиях каждый субъект РФ, каждое муниципальное образование сами определяют условия оплаты труда работников бюджетной сферы в своих регионах!
Но это не так! Все равно, при принятии нормативной базы, субъекты РФ в значительной степени ориентируются именно на документы федерального уровня, особенно учитывая, что порядка 80% их являются дотационными. И у нас есть тому подтверждение!
Так, если в сентябре прошлого года подавляющее большинство регионов повысили зарплату в здравоохранении именно путем индексации окладов и лишь 5 субъектов РФ - пошли по пути установления стимулирующих выплат, то сегодня таких, где установлены стимулирующие выплаты - уже около 25.
Господа! Есть еще один аспект проблемы оплаты труда работников, который сегодня очень беспокоит наши профсоюзы - это переход на новые условия оплаты труда!
Очевидно, что они должны повысить реальную заинтересованность работников в обеспечении качества и результативности труда.
Необходимо и повышение самостоятельности руководителей учреждений в оценке деятельности каждого работника!
Но очевидно также и то, что главным итогом введения новых систем оплаты труда должно стать реальное повышение уровня оплаты труда, а государство должно обеспечить реальный уровень гарантий по структуре и размерам заработной платы!
Только в этих условиях могут быть реализованы устойчивые стимулы к качественному и результативному труду, закреплению в важнейших социально-значимых отраслях высококлассных специалистов, обновлению кадров!
Только такие подходы к развитию кадрового потенциала наших учреждений позволят обеспечить реализацию социальной направленности государственной политики, провозглашенной в стране, и обеспечить прорыв в демографической ситуации, повышении качества жизни населения!
Однако, возможность реализации этих важнейших принципов новых систем оплаты труда вызывает сегодня очень серьезные сомнения!
Поэтому мы решительно настаиваем на проведении конструктивного диалога с властью по вопросам формирования и ресурсного обеспечения новых систем оплаты труда! Автор: Кузьменко М.М.
|