|
|
|
Генеральная прокуратура РФ официально заявила о том, что провела проверку ГУП «Московский метрополитен». По результатам этой проверки выявлены многочисленные нарушения федерального законодательства, говорится в документе, размещенном на сайте Генпрокуратуры. Мэру столицы Сергею Собянину рекомендовано рассмотреть «вопрос об устранении выявленных нарушений, защите государственных интересов, а также об увольнении Дмитрия Гаева с должности руководителя ГУП «Московский метрополитен» и взыскании убытков, причиненных предприятию».
Напомним, что Дмитрий Гаев, выпускник столичного института инженеров транспорта (МИИТ), возглявляет столичную подземку с 1995 года. За это время он сумел сохранить стабильность работы метро и начать строительство новых станций, замороженное было в начале 1990-х. Правда, темпы строительства заметно отстают от желаемых, а в среде сотрудников подземки Гаев завоевал репутацию жесткого руководителя, почти диктатора.
Известна и любовь руководителя метрополитена к советскому периоду истории подземки. Именно по его настоянию при реставрации многих станций сталинского времени в их убранство возвращались изображения «отца народов», убранные оттуда в конце 1950-х годов. Самым громким случаем такого возвращения Сталина стала «Курская-кольцевая», где в промежуточном зале вестибюля на плафоне разместились строки из тогдашнего гимна СССР: «Нас вырастил Сталин на верность народу». В 2010 году, перед празднованием Дня Победы, в метро разместили и рекламные плакаты с фотографиями, где явственно можно было рассмотреть портреты Сталина.
Впрочем, Генпрокуратура имеет претензии совсем не к идеологическому облику Дмитрия Гаева и руководства метрополитена. Самые серьезные из обнаруженных нарушений касаются неправильного оформления и распоряжения имуществом метрополитена. «Так, предприятие до сих пор в установленном законом порядке не оформило право хозяйственного ведения на 71 станцию и 198 перегонов между станциями метрополитена, - пишут эксперты Генпрокуратуры. - 34 земельных участка, предоставленных департаментом земельных ресурсов г. Москвы в аренду предприятию, на кадастровый учет не поставлены, договоры аренды не зарегистрированы».
Впрочем, данные претензии имеют больше бюрократический характер — от метрополитена требовалось оформить многочисленные документы на собственные сооружения, которые в срок оформлены не были. Есть претензии и более серьезные: к процедуре проведения торгов на право арендовать у метрополитена торговые и иные площади. Прокурорские работники полагают, что эти конкурсы осуществлялись без соблюдения равноправной конкуренции.
Наконец, третья группа нарушений — это претензии по обеспечению «безопасности движения поездов и обслуживании пассажиров, создающие угрозу жизни и здоровью граждан». За последние 2 года рост травматизма составил более 12%, заявили в Генпрокуратуре. Если в 2008 г. было травмировано 1742 пассажира, в 2009 г. — 1951, то за 11 месяцев 2010 г. цифра выросла до 2075. Не снижается количество падений людей на пути. В 2008 г. допущено 149 подобных случаев, в 2009 г. — 150, в 2010 г. — 162. «Имели место факты эксплуатации подвижного состава, находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии, сбоя графика движения, ошибочных действий поездных диспетчеров, нарушений технологии ремонта состава».
Что касается охраны труда, то и здесь у подземки не всё благополучно. Нарушается режим работы, сна и отдыха, что при столь ответственной работе недопустимо. Нашли и многочисленные иные нарушения — чаще всего бюрократического характера, но в том числе и существенные, влияющие на безопасность работы.
Кроме того, как установила проверка, Дмитрий Гаев «при исполнении своих обязанностей действовал недобросовестно, ущемляя интересы унитарного предприятия, в том числе в целях личного обогащения». Генпрокуратура пришла к выводу, что начальник метрополитена создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, оформлялись как его личное изобретение, либо коммерческой структуры, выполнявшей работы по контракту с метрополитеном, в ущерб интересам возглавляемого предприятия. В общей сложности Гаев зарегистрировал на себя 78 патентов. Как патентообладатель, за 10 лет эксплуатации своих изобретений Гаев из казны московского метрополитена получил в виде вознаграждения 112 млн. рублей.
Получить оперативный комментарий от Дмитрия Гаева «СП» не удалось. О том, что на самом деле происходит в метрополитене, «Свободная Пресса» расспросила Светлану Разину, главу независимого профсоюза работников московского метрополитена:
«СП»: - Насколько обоснованы претензии Генпрокуратуры к руководству метрополитена?
- Скажу честно: с руководством метрополитена и лично с Дмитрием Гаевым у нас с самого начала были сложные отношения. Мы друг другу высказываем много негатива, и не только письменно, но и прямо в глаза.
«СП»: - То есть всё именно так плохо, как пишут прокуроры?
- Система, конечно, сильно разложена. Я говорю о руководящих работниках метро. Дело в подборе руководящего состава: принципы подбора не соответствуют норме. Гаев вытягивает наверх людей по родству, по знакомству.
В то же время, идет большой накат на простых работников метро. В том плане, что в случае каких-либо нештатных ситуаций от работников — обычно это машинисты - требуют уволиться, их просто выдавливают. Даже если ответственность фактически лежит на управленцах, крайним делают машинистов, как это недавно было на Арбатско-ПОкровской линии. Там после случаев проезда на красный свет их заставили писать заявления «по собственному». То же происходит, когда машинисту приказывают выходить в рейс на неисправном составе. И если случается что-то, или просто неисправность становится очевидной, на увольнение гонят не того, кто отдал приказ, и не ремонтника, а машиниста.
«СП»: - То есть как это — на неисправном составе? Отчего так получается, разве в метро нет запасных составов на случай неисправностей?
- О, это как раз просто происходит. Расскажу эпизод еще из тех времен, когда я работала машинистом, в 90-е годы. Как-то раз произошло так: я загнала по неисправности состав в депо — там в одном вагоне отказало управление. Выехала на другом составе — он снова сломался, получила второй. Так вот, когда я приехала в третий раз — мне сказали: для тебя больше нет составов. Вот так, поскольку неисправных поездов очень много, ребят заставляют работать на неисправной технике. А потом и делают крайними.
Недавний случай: в депо «Печатники» у машиниста Михаила Кононова на составе произошла потеря управления. И вот руководство требовало, чтобы Кононов уволился. Я его сопровождаю юридически, мы пытаемся отстоять человека. А вина оказалась заводская: это уже подтвердили специалисты с завода-производителя. Дело было не в машинисте, а в плате управления.
Плохо сейчас и то, что ремонтный персонал стал хромать. А машинистов просто «прессуют»: загонишь в депо — хуже будет. Руководители при всем при том умыли руки.
«СП»: - Но ведь, по официальной информации, у метрополитена солидная прибыль!
- Да, прибыль есть. Но куда деньги уплывают — эта информация нам недоступна, тут как раз нужна Счетная палата, Генпрокуратура. Кстати, ниже федерального уровня нам так и не удавалось найти правду. Ведь московская прокуратура, которая выше уровнем, чем наша, метрополитеновская — это совершенно прикормленная организация. Наши претензии она просто «спускает» на уровень метрополитена, а там дают нам отписки.
Что же касается самого Дмитрия Гаева, то мы с ним знакомы много лет, с середины 90-х, часто скандалим. И он прекрасно знает, что я не остановлюсь, поэтому иногда выслушивает, не игнорирует. А вот другие начальники в метрополитене относятся ко мне как к скандалистке. Запугивают, говорят: вам будет плохо. Приходишь к администрации — там сидит целая свора руководителей, и все в один голос говорят машинисту: ты плохой. Многие не выдерживают. Отсюда и безнаказанность.
«СП»: - То есть вы были одним из инициаторов проверки Генпрокуратурой?
- На сей раз — не знаю, но мы обращались туда, предоставляли информацию и по нашим ребятам, и по сотрудникам некоторых других предприятий.
«СП»: - Как вы относитесь к перспективе объединения метро и электротранспорта? Поможет ли это оздоровить ситуацию?
- Однозначно: нет. Вспомним, что до 1992 года мы относились к структуре МПС, а в советские времена метрополитен некоторое время был единой организацией с «Мосгортрансом». От метрополитена МПС решило избавиться по причине его убыточности в тогдашнее время. 50% льготников и так далее...
Сейчас процесс сокращения издержек, сворачивания социальной сферы в метро продолжается. Постоянно урезается сумма на проезд работников в других видах общественного транспорта: если во времена СССР электричками без ограничений могли пользоваться и сотрудники метро, и их несовершеннолетние дети, то сейчас про детей нет разговора, а из взрослых билеты на электричку спонсируют только тем, кто живет далеко за городом.
Поэтому, кстати, сейчас охотнее других в метро работают те, кто живет очень далеко от Москвы и пользуется дальней электричкой. А жителям Москвы и ближнего Подмосковья, таким как я, билеты не оплачивают, и это неудобно. Отменяются и льготы на проезд в наземном транспорте.
Что касается объединения, то это, мне кажется, неразумно: городской транспорт значительно отличается от метрополитена. Метро — куда более сложная конструкция, куда большее испытание для психики работников.
К тому же в «Мосгортрансе» сейчас тоже идут проверки — и, я вам скажу, там еще хуже положение. В основном, сложности у них из-за того, что они взяли на работу множество людей из стран СНГ...
«СП»: - Кстати: есть ли мигранты в метро?
- Были как-то попытки набрать на работу людей из стран СНГ. Но пока что в штате подземки — только граждане РФ. Но другое дело, что многие профессии выводятся из штата. Например, уборщицы: теперь уборкой метро занимается 7 клининговых компаний, там как раз работает множество мигрантов. Платят им намного меньше, чем прежним уборщикам, работают они сутками — но, скажем, в тоннелях сутками работать невозможно!
Еще недавно хотели заменить таким же образом дежурных в «стаканах» возле эскалаторов. Но пока что нам удалось отбиться. Автор: Размахнин Антон
|