|
|
|
Президент Союза профсоюзов России А.С. Иванов дал интервью порталу "Профсоюзы Сегодня" о проходящей на АвтоВАЗе "итальянской забастовке" и социальной обстановке на предприятии.
Анатолий Семенович, в прессе появилась информация о проведении на заводе АвтоВАЗ «итальянской забастовки» рабочих. Как бывший лидер профсоюза этого предприятия и Президент Союза профсоюзов России, что вы можете сказать о ситуации на заводе?
Да, действительно. Такое событие произошло, и продолжается сейчас. Но, на мой взгляд, забастовка это громко сказано. Понятие «итальянская забастовка», в российском варианте это не забастовка как таковая, а более лояльный способ разрешения локального конфликта. В данном случае он вызван неудовлетворением рабочих оплатой труда. А именно, отказом руководства предприятия выплатить работникам одного цеха так называемую премию «за качество». В результате работники отказались от сверхурочных работ и работы в выходные и праздничные дни. Но в остальное время они работают. Это штатная ситуация, она не приведет к серьезным экономическим потерям, тем более остановке конвейера.
То есть, это такой вариант социально-отвественной формы протеста, который никак не связан с более масштабными формами, такими например как забастовка с отказом от выхода на работу?
Нет, конечно. Любая забастовка происходит в рамках действующего законодательства, в данном случае это легкая форма конфликта. Это рабочий процесс, такое возможно на любом предприятии.
Не кажется ли Вам, что это упущение, прежде всего, менеджмента предприятия?
Безусловно. Я считаю, что все конфликты, которые происходят на предприятиях, всегда происходят по причине неправильных действий работодателя. Интересы рабочих были ущемлены, а работодатель - более сильная, более грамотная и подготовленная сторона не смог или не захотел объяснить причины этого, и разрешить конфликт с самого начала. Кроме того, если говорить конкретно о ситуации на АвтоВАЗе, там есть еще одна проблема. Существующий на предприятии профсоюз, который входит в систему ФНПР, утратил доверие рабочих. Да, они состоят там, но по принуждению, под давлением администрации. Независимый профсоюз «Единство» практически исключен из процесса обсуждения и заключения коллективного договора. Влиять на ситуацию, а том числе на такие конфликты, он не может. Такие действия, как забастовка должны быть организованны и проходить через структуры профсоюза. «Единство» практически выдавлен с предприятия, не допускается к переговорному процессу, и в результате рабочие вынуждены прибегать к таким крайним мерам самоорганизации.
То есть этот конфликт произошел по вашему мнению из-за отсутствия на предприятии цивилизованного и ответственного социального партнерства?
Да. Необходимо было дать возможность независимому профсоюзу принять участие в заключении коллективного договора.
И последний вопрос, как на ваш взгляд будет развиваться ситуация, возобладает ли разум, будет ли разрешен конфликт?
Я думаю, что этот конфликт локален и будет разрешен благополучно. Это проблема конкретно одного цеха. Но я хочу напомнить о другом. В Тольятти, в ближайшее время, может случиться другой, более серьезный конфликт. Совсем скоро закончится государственная поддержка дочерних предприятий, которые были созданы в период проведения антикризисных мероприятий на АвтоВАЗе. Нам известно, что трудоустроить работников, лишившихся работы АвтоВАЗ и другие предприятия Тольятти не смогут. И в этой ситуации могут быть конфликты куда более масштабные, и митинги и демонстрации и другие формы протеста.
Справка:
Итальянская забастовка - форма протеста заключающаяся в предельно строгом исполнении сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей и правил, ни на шаг не отступая от них и ни на шаг не выходя за их пределы. Иногда итальянскую забастовку называют работой по правилам (англ. Work-to-rule).
Такой метод забастовочной борьбы весьма эффективен, так как работать строго по инструкциям практически невозможно и вкупе с бюрократическим характером должностных инструкций и невозможностью учесть в них все нюансы производственной деятельности. При этом с итальянской забастовкой трудно бороться с помощью антизабастовочных законов, а привлечь к ответственности инициаторов практически невозможно, так как формально они действуют в строгом соответствии с Трудовым Кодексом.
Бастующие во время забастовки могут в обязательном порядке выполнять не все, а только некоторые правила. Демонстративно небрежная работа иногда также называется итальянской забастовкой. Некоторые эксперты называют такую забастовку цивилизованным методом высказывания своего недовольства.
Впервые такая борьба за свои права стала применяться в Италии (отсюда и название) в начале XX века. По некоторым сведениям это были итальянские летчики, которые, борясь за свои права, договорились делать все строго по инструкции. В результате число полётов значительно сократилось. По другим источникам, впервые итальянскую забастовку начали применять итальянские полицейские. Один из сайтов сообщает, что впервые такая забастовка произошла действительно в Италии 1904 году с железнодорожными работниками.
В России термин «итальянская забастовка» известен как минимум с начала XX века. Например, газета «Русское Слово» в номере от 22 (09) июля 1907 года сообщает: "На петербургско-варшавской железной дороге производится «итальянская» забастовка, заключающаяся в строгом выполнении инструкций при производстве маневров, благодаря чему поезда опаздывают и многие отменяются."
В России известна итальянская забастовка на сборочном заводе компании Ford под Санкт-Петербургом. Автор: Александрова Ольга
|