|
|
|
Ситуацию в России с реальной реализацией повышения зарплат учителям прокомментировал сопредседатель независимого Профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов:
Я могу сказать, что по состоянию на сентябрь в большинстве регионов действительно были подняты выплаты на 30%. Другое дело, что, как нам стало известно, стоило это региональным властям просто невероятных усилий. Возьмем для примера Омск. На мой запрос педагоги мне ответили, что им действительно повысили зарплату на 30%, но примерно третья часть от добавки была оформлена как премия ко Дню учителя. Выплачена она была, отмечу, в сентябре, хотя День учителя у нас, вообще-то, отмечается в начале октября. И непонятно теперь, на каких основаниях эта добавка будет выплачиваться дальше. Т. е. не вышло ли так, что регионы просто экстренно собрали все свободные деньги, которые у них были, и торжественно выполнили указание премьер-министра? А когда шум утихнет, пройдут выборы – не свернется ли сама эта идея? Я опасаюсь, как бы все действительно не получилось именно так.
Немалое количество педагогов, задействованных в педагогическом процессе в школе, но не имеющих в трудовой книжке записи «учитель», остались и без этого. Не говоря уже о том, что есть еще работники детских садов, профтехучилищ... Так что проблема реальная. Это – совершенно ненормальная ситуация, когда власть лишь точечно – определенной категории педагогов – повышает зарплаты. В немалой степени это – следствие разрушения той системы, которая некогда балансировала зарплаты разным категориям учителей, следствие отказа от единой тарифной сетки. Сейчас выясняется, что власть вынуждена вручную решать вопрос по каждой категории. Вот Путин говорит: «Повысим зарплаты учителям». У него уточняют, будет ли касаться повышение, например, учителей музыкальных школ. Отвечает: «Им тоже повысим». Спрашивают вслед про вузовских преподавателей – и их, как обещает Путин, коснется повышение... Т. е. везде нужен «указующий перст свыше». И я так полагаю, что восстанавливать полную управляемость в данной системе придется все равно через восстановление единой тарифной сетки».
Во многих регионах неожиданно всплыло еще одно «недоразумение»: чиновники взялись трактовать 30%-е повышение зарплат учителям как повышение только окладов. А оклад этот составляет от трети до половины от того, что учитель получает на руки. И если преподаватель берет, например, полторы ставки, то индексируют ему доклад все равно по одной ставке, а по дополнительным часам он проигрывает. Т. е. данная проблема действительно имеет место быть. Но сейчас она принимает острый характер, поскольку ожидания педагогов оказались обмануты, и у учителей есть серьезные и небезосновательные опасения, что чиновники в обозримом будущем могут эту добавку просто отменить.
Пока сами работники, само профессиональное сообщество четко не сформулируют и не доведут до власти достаточно убедительно, чего они от нее хотят (а именно не 30%-го, а минимум двукратного повышения – и не оклада, а всей зарплаты), ничего не изменится. Мы проводили свои расчеты и пришли к очевидному выводу, что как минимум двукратное повышение нынешних зарплат учителям было бы справедливым. Если сообщество заявит о себе громко – власть будет вынуждена маневрировать, стремясь так или иначе задобрить педагогов.
Я уверен, что именно профсоюз должен отстаивать право учителя на достойную оплату труда. Другое дело, что официальный профсоюз во главе с Галиной Меркуловой – это некий спарринг-партнер «Единой России», и понятно, что идти на какие-то жесткие заявления и действия им совсем не с руки. Но мне кажется, что ситуация в образовании нынче такова, что некие жесткие заявления и действия сейчас уже назрели. Медленная деградация ведь гораздо хуже, поскольку когда рубят хвост по частям, это и больнее, и дольше, и вообще непонятно зачем... Автор: Мартынюк Виктор
|