Чем продавцы из ИКЕА, сотрудники Пулково и узбекские мигранты отличаются от работников «Роснефти»? Как ни странно, вовсе не доходами.
Сегодня ситуацию с увеличением количества трудовых конфликтов комментирует заместитель председателя профессионального союза «Новопроф» Петр Принев.
Асоциальный партнер
Скажите, почему именно начало 2012 года стало самым напряженным временем в противостоянии трудящихся и работодателей?
К этому вела вся ситуация с положением работников. Теперь люди осознали, что все зависит от них, от их действий на рабочих местах; что нельзя больше верить демагогии о социальном партнерстве, которая ведется работодателем, в то время как зарплаты не растут. Незначительные увеличения пожираются инфляцией. Индексация, которая прописана в Трудовом кодексе, просто не работает.
Поэтому отношение людей постепенно меняется. Последняя забастовка на заводе «Бентелер» показала, что работники могут действовать, отстаивать свои права.
Расскажите подробнее об этой акции.
На «Бентелере» профсоюз выступал за право вести коллективные переговоры с работодателем о заключении коллективного договора.
Но это право прописано в законе!
Естественно! Это лишь один из примеров того, как работодатель соблюдает закон. На «Бентелере» из 400 трудящихся выступили сто. Забастовка длилась неделю, в результате директора согласились на переговоры, чего и добивались работники.
Профсоюз в кавычках
Да, это результат. Но скорее скромный, если сосчитать количество профсоюзов на наших предприятиях.
Часто работники представляют, что профсоюз - это некая аморфная организация, которая идет на поводу у работодателя. У которой задачи сводятся к тому, чтобы распространять путевки и делать рабочим подарки за их же взносы. На самом деле профсоюз - это организация, которая позволяет бороться за свою зарплату, за условия труда. Но это становится понятно, только когда сам начинаешь действовать. Настоящий профсоюз – демократическая организация, которая растет снизу, все остальное – «профсоюз» в кавычках.
Какие предприятия чаще всего бастуют?
В Петербурге и Ленинградской области прежде всего автопром. Активно участвуют в митингах в защиту трудовых прав работники Пулково. А недавно мы подали иск на компанию «Евротракт», работодателя, который не хотел официально трудоустраивать мигрантов. Те не раз просили оформить договора, за что и были уволены. Я считаю успехом то, что мигранты обратились за помощью к нам. Значит, люди начинают понимать, что иначе мы не выберемся...
Момент «Х»
Часто действия трудящихся приводят, скажем, к увеличению зарплаты?
Не часто, но бывает. Организаций, которые борются, мало. Но вот пример: в ИКЕА профсоюз через суд добился внесения пункта об индексации в положение об оплате труда. Молодцы! Но до этого профсоюзного лидера Валерия Кудрякова и уволить пытались, и в помещении запирали, и милицию привлекали.
Наверное, страшно бороться за свои права? Средний человек не пойдет на открытый конфликт с тем, кто имеет власть.
Что такое средний человек? Рост наших зарплат не поспевает за ценами ЖКХ, за инфляцией. А большинство еще и сидит на кредитном крючке. Значит, скоро для многих наступит момент «Х», когда терпеть будет невозможно. А для некоторых он уже наступил.
То есть участие в забастовке – не вопрос личного мужества, а социальная неизбежность?
Конечно. Мы обречены на возникновение широкого профсоюзного движения. Это даже не вопрос для дискуссий. Иного инструмента, кроме объединения трудящихся ради отстаивания законных прав, нет. И это касается не только рабочих, офисный служащий бывает еще более бесправным.
Собачья работа
Я пока про выступления клерков не слышал.
Их объединению мешает действующий «Закон о профсоюзах». Зато недавно прошел митинг ветеринаров, надеюсь, они победят. Лечение животных – не самая типичная отрасль для профсоюзной борьбы, но наступает момент, жизнь тюкает по голове и понимаешь, в одиночку из ситуации не выйти, надо объединяться.
Мне кажется, иногда проще найти частное решение.
Вот пример: на одной из нефтебаз, принадлежащих «Роснефти», работников заставляют скидываться по 50 рублей на корм собаке, которую директор купил для охраны. Представляете? И рабочие скидываются, иначе уволят.
Баста!
Низкие зарплаты и закрытие предприятий гонят людей на площади. Первые три месяца 2012 года поставили рекорд по количеству трудовых конфликтов и забастовок. И это только начало, предупреждают социологи.
Число забастовок в первом квартале 2012 года стало наибольшим за последние пять лет.
Об этом сообщается в исследовании Центра социально-трудовых прав (ЦСТП), который ведет соответствующую статистику с 2008 года. В январе-марте 2012 года в России состоялась 61 забастовка.
Социологи ЦСТП прогнозируют рост числа забастовок в России до 40-45 в месяц. В целом по итогам 2011 года центр насчитал в России 262 трудовых конфликта, за 2010-й - 205, за 2009-й - 272, а за 2008 год - всего 93 стачки и забастовки.
В то же время официальная статистика с начала 2012 года зафиксировала всего две забастовки, число их участников составило 208 человек. По данным Росстата, за аналогичный период прошлого года забастовок и стачек в России не происходило.
Сегодня главными причинами стачек и забастовок в России становятся низкая заработная плата работников, а также реорганизация или закрытие ряда предприятий. При этом в 2010 году главной причиной протестных акций среди трудовых коллективов были задержки или невыплаты заработной платы.
По данным исследовательского холдинга "Ромир", индекс боязни трудовых конфликтов в России вырос до 40 процентов, это рекордные цифры с начала 1990-х годов. При этом среди 56 стран, которые участвовали в исследовании, Россия заняла по уровню экономической напряженности 19 место. Пока мы заметно отстаем от Испании и Греции, но, возможно, это вопрос времени.
|