|
|
Ярослав Щербинин |
|
В настоящее время столичными чиновниками разрабатывается концепция развития таксомоторного транспорта в городе Москве. Несмотря на благие пожелания ее авторов, эта концепция вызывает многочисленные нарекания как у представителей профессионального сообщества таксистов, так и у экспертов. О проблемных моментах, имеющихся в предлагаемой Правительством Москвы концепции и способах их решении корреспондент портала «Профсоюзы сегодня» побеседовал с председателем Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярославом Щербининым.
Московские власти решили упорядочить работу московского такси и разработать концепцию развития этого вида транспорта, крайне необходимого для такого большого города. Почему Ваш профсоюз выступает против этой концепции?
На данный момент в городе разрабатывается концепция, намерения которой, в принципе, благие - власти Москвы хотят улучшить рынок таксомоторных услуг. Однако в том проекте концепции, которая существует сейчас, есть огромное количество недочетов и совершенно неадекватных положений. Как будто бы, ее текст составлялся людьми, которые на такси ни разу не ездили и не понимают, в чем специфика проблемы. При этом многих перевозчиков и членов профсоюзов таксистов даже не пригласили к участию в разработке этой концепции. Хотя, с кем необходимо было налаживать взаимодействие в ходе её разработки, так это именно с теми, кто непосредственно вовлечен в деятельность этого бизнеса — то есть с перевозчиками, водителями, а также с обычными москвичами, заинтересованными в развитии хорошей системы городского такси.
Мне кое-что в концепции показалось достаточно верным — например, попытка установить единый тариф. Какие Вы видите сильные стороны предлагаемой властями концепции? И где в ней слабые стороны, недочеты, о которых Вы говорили?
Единый тариф — это вопрос очень сложный и, я бы сказал, даже спорный. С одной стороны, наш профсоюз всегда выступал за утверждение единого тарифа. Это нужно, прежде всего, для того, чтобы убрать необоснованный демпинг. Однако, с другой стороны, если тариф будет регулироваться только государством, и перевозчики и профессиональные союзы в этом регулировании участвовать не будут, то от введения тарифа может получиться обратный эффект. Ведь, зарплата водителя напрямую зависит от тарифа. А это значит, что водитель должен будет работать почти бесплатно в случае, если возрастет цена на бензин, цена на обслуживание автомобиля, а тарифы останутся теми же. В этом случае мы получаем проблему с оплатой труда водителей. Кроме того, может быть и другая ситуация, когда единый тариф окажется для потребителей серьёзным повышением стоимости проезда в такси.
Ещё одна важная тема. Ранее власти заявляли, что не будет какой-либо регламентации по цвету. Однако сейчас нам говорят, что такси будет покрашено только в желтый цвет. Дело в том, что люди купили автомобили или взяли под большие проценты, а теперь их придется перекрашивать или обклеивать пленкой, а это немалые деньги. Также нам кажется неправильной ситуация с созданием единого диспетчерского центра, который будет обслуживать весь город. В этом случае большинство перевозчиков просто потеряют свой бизнес: если диспетчерская будет одна, то зачем будут нужны другие?
В концепции говорится об аттестации водителей. Мы как профсоюз всегда выступали за аттестацию водителей. Но сразу возникают вопросы - кто будет заниматься этой аттестацией? Кто будет составлять программы для водителей? Это все открытые вопросы, и нам пока никаких объяснений от чиновников получить не удается. В концепции говорится о введении жетона, который водители покупают, могут их продавать, сдавать в аренду и так далее. Однако нет никакого понимания, какова будет стоимость жетона, никто не говорит или попросту не знает ничего о правилах получения этого жетона, о правилах пользования им. Здесь скрыта явная коррупционная составляющая — кому-то дадут эти жетоны, кому-то придется их покупать, кто-то останется за бортом, и, в принципе, непонятно, как дальше будет складываться ситуация. Есть и другие проблемные моменты — по каждому пункту, практически, есть вопросы и неясности.
Как Вы считаете, предложенная властями концепция сможет победить нелегальные такси? Какие здесь вообще могут быть механизмы контроля?
Понимаете, в этом вопросе нужна, прежде всего, политическая воля для борьбы с нелегалами. Концепция и закон на ее основе могут прописывать, в принципе, все, что угодно. Мы считаем, что необходимо создание межведомственной комиссии по борьбе с нелегалами, потому что на данный момент такая борьба не ведется, либо ведется из-под палки. Каждое ведомство кивает на другое: это не наша прерогатива, тут должно разбираться ГИБДД, или налоговая служба, или миграционная служба и так далее. То есть, фактически, никто этой проблемой не занимается. С нашей точки зрения, если мы сможем создать межведомственную комиссию и представители профсоюза примут участие в ее работе, в том числе, в качестве консультантов, я думаю, в течение 2-3 месяцев можно будет получить реальные результаты.
Департамент транспорта города Москвы вынес эту концепцию на публичное обсуждение. Каждый может высказать свои замечания, в том числе и профсоюз «Таксист».
Публичное обсуждение, к сожалению, является в нашей стране не самым проработанным механизмом. Мы в нашем профсоюзе убеждены, что профессиональное сообщество должно вносить конкретные предложения для изменения концепции и, более того, иметь право эту концепцию изменять, а не просто высказать свое мнение. Я не уверен, что наше мнение будет где-то учтено. Нужно создание рабочей группы на уровне городского правительства или Департамента транспорта Москвы с равным участием чиновников, представителей перевозчиков и профсоюзов. Мы готовы войти в состав такой рабочей группы и конструктивно работать. Необходимо совместное с городским Департаментом транспорта и перевозчиками решение этих вопросов. Нужно договариваться, и успеть это сделать до того, как концепция будет принята в качестве закона и начнет действовать.
Когда эта концепция может быть принята на городском уровне и реально начнет действовать?
По моим данным, эта концепция будет плавно внедряться в течение 2-3 лет. Пока нет конкретных дат, есть только предложение в концепции начать ее реализацию с 2013 года. Мы надеемся успеть донести нашу позицию до того, как начнется её внедрение в жизнь.
Какие есть еще проблемы, с которыми сталкиваются водители такси?
Одной из важнейших проблем является невозможность остановки для высадки, посадки и ожидания пассажиров у знаков «Остановка запрещена». Были введены очень большие штрафы - или водитель, или пассажир будут платить штраф в размере 3 000 рублей. Фактически, это делает невозможным нормальную работу таксистов, нормальное обслуживание пассажиров.
Каким образом Вы будете пытаться влиять на позицию московского правительства, для того чтобы оно прислушалось к Вашим требованиям?
Мы намерены провести 9 августа митинг, чтобы привлечь внимание к проблемам таксистов. Митинг состоится с 12.00 до 13.30 на Суворовской площади напротив Театра Советской армии. Это недалеко от станции метро Достоевская. На митинге будет принята резолюция, в которой будет звучать требование создания рабочих групп при Департаменте транспорта города Москвы, а также при Министерстве транспорта Российской Федерации для обсуждения всех вопросов, касающихся нашей отрасли.
Какие у Вас вопросы к федеральному Министерству транспорта?
На общероссийском уровне перед нами стоит несколько больших проблем. Сейчас продвигается принятие закона, который уравнивает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. То есть если сейчас юридическое лицо платит штраф 50 000 рублей, а индивидуальный предприниматель — 5 000 рублей, то после принятия закона они сравняются, и каждый водитель будет платить огромный штраф. Есть и другие проекты законов, касающиеся работы такси, которые вызывают у нашего сообщества серьезное недовольство. Мы считаем, что такие законопроекты необходимо обсуждать на первых этапах их разработки и внесения и отклонять на начальном этапе наиболее одиозные законопроекты. Мы не против чтобы как-то регулировался рынок такси, мы полностью за это, но вносить законопроекты заведомо усложняющие или делающие невозможным работу такси мне кажется чем-то очень опасным. Надо с этим разбираться на начальном этапе и на системной основе.
То есть профсоюз «Таксист», в целом, ориентирован на взаимодействие с органами власти?
Мы считаем, что в рамках рабочих групп можно попытаться понять, чего хотят власти, обсудить все имеющие предложения и на основе этого обсуждения уже сделать выводы. Сейчас складывается ситуация, когда сначала власти делают выводы и разрабатывают концепции и законопроекты, а потом все это уже доносится до нас, работников отрасли. Это касается и федерального, и регионального, и муниципального уровней. Пример Москвы здесь крайне показателен — городские власти нам предлагают сверху концепцию, предлагают ее обсудить, но при этом, ни мнение профсоюза, ни работодателей по факту не учитывается. Это неправильно, и с таким положением нужно бороться, а один из методов — это выведение людей на улицу. Необходимо, чтобы было полноценное обсуждение. Более того, важно, чтобы это было не просто обсуждение, а равноправное участие, когда каждый участник имеет право голоса, имеет право оспорить то или иное утверждение, и может внести свое предложение.
Вы считываете, что митинг 9 августа сможет повлиять на изменение ситуации? Какую реакцию властей Вы ждете?
Во-первых, мы привлечем внимание властей и общественности, и вынесем свои проблемы из узкопрофессиональной среды в информационное поле. Для того чтобы изменить законодательство надо, прежде всего, поднять проблему, обнажить ее. Во-вторых, мы выведем на улицу достаточно большое количество людей, чтобы власть поняла, что мы не представляем собой одиночек, а являемся достаточно большой и сплоченной профсоюзной организацией. Надеемся, что это будет для власти весомым аргументом, чтобы прислушаться к нашим словам и сесть за стол переговоров с профессиональным сообществом таксистов как с равным и конструктивным партнером. Автор: Лехтман Александр
|