|
|
Александр Кашицин |
|
Интервью с Александром Кашициным, лидером профсоюза Всеволожского завода Ford, расположенного в Ленинградской области, который за десять лет своего существования зарекомендовал себя принципиальностью в борьбе за права трудящихся.
В каком состоянии сегодня находится профсоюзное движение в России?
Далеко не в самом лучшем. Если смотреть общую численность профсоюзов, то, естественно, она невелика. Если оценивать не количество, а качество, то есть готовность работников, членов профсоюзов отстаивать свои права, то активность по России в целом низкая. Кроме того, учитывая наше законодательство, в том числе законодательство трудовое и права представительных органов, можно говорить, что с каждым годом ситуация ухудшается. Есть определенные законопроекты относительно профсоюзов, они лежат в Государственной Думе. Однако пока это только законопроекты.
С какими проблемами сталкиваются профсоюзы?
Главная проблема — это малочисленность самих профсоюзов. Проблема органайзинга стоит перед всеми профсоюзами. Есть проблема увеличения численности, проблема повышения активности членов профсоюза, проблема взаимодействия с работодателями и с органами государственной власти. Сегодня у профсоюзов мало рычагов воздействия на работодателей, и законодательство в большей степени укрепляется в пользу последних.
В начале прошлого века пролетарии закидывали камнями царских солдат, какие сегодня политические тенденции в профсоюзной среде?
Если вообще говорить о профсоюзных организациях на заводе, то там состоят люди с разными политическими предпочтениями. Но, безусловно, они все левых взглядов. Если мы говорим о реальных профсоюзах, которые отстаивают свои права, то они предпочитают взаимодействовать с левыми политическими партиями.
Есть мнение, что проблема профсоюзной деятельности связана с низким уровнем образованности рабочих. Как вы считаете, насколько это утверждение справедливо? Сталкивались ли вы с этой проблемой?
Отчасти. Основная проблема связана не с низкой образованностью, а с низкой активностью. Что касается, культуры профсоюзной, производственной демократии, то у работников мало понимания на эту тему. Профсоюзы – это первичные организации, они как раз и занимаются разъяснением рабочим их прав. Проблема необразованности есть, но в основной своей массе, проблемы профсоюзов связаны с низкой активностью.
Является ли причиной низкой активности страх перед руководством? Что за участие в забастовке тебя элементарно могут уволить?
Это два связанных вопроса. Если работник не знает своих прав, прав на забастовку, не знает, как ее организовывать, естественно, у него возникает страх перед одним только словом забастовка, сразу же появляется боязнь, что работодатель начнет какие-то репрессии. Вопрос низкой активности можно разделить на две части. Это незнание работниками своих прав, и, к сожалению, своеобразное иждивенчество: «Я лучше посижу где-нибудь в курилке, а там пусть кто-то за меня что-либо добьется, а это на меня в любом случае будет распространяться».
Что должно произойти, чтобы профсоюзы начали появляться повсеместно?
Здесь необходимо осознание людьми того, что они тоже должны участвовать в попытках добиться чего-то лучшего, а не оставаться в стороне. Люди должны понимать, к примеру, выход на коллективные переговоры – это трудная задача и решать ее надо совместно. Мы все надеемся на прогресс, в том понимании, что жизнь будет улучшаться. Но если не предпринимать каких-либо действий для ее улучшения, то почему она должна стать лучше? Если люди не хотят выражать свое мнение, то мы будем получать то, что имеем.
Сегодня депутатами от «Справедливой России» уже почти разработан законопроект, в соответствии с которым профсоюзы смогут защищать в суде интересы рабочих, подавших иск на своего работодателя. Готовы ли вы ее как-то публично поддержать эту инициативу?
Конечно, если эсеры организуют какой-то митинг или пикет, мы, безусловно, готовы участвовать в этом.
Сегодня, несколько в прошлом активных профсоюзных лидеров находятся в тюрьме. Как вы считаете, сфабрикованы ли их дела?
По моему личному мнению, эти дела сфабрикованы.
Как Вы считаете, как будет развиваться жизнь российских профсоюзов?
Надеяться надо на лучшее, но готовиться к худшему. Здесь все зависит от конкретного региона. Мы видели области, где попытка создания профсоюза на заводе уничтожается на корню, причем при поддержке местных представителей власти. Вопрос безопасности профсоюзов сегодня очень актуален.
Когда у вас на заводе проходила последняя забастовка и какова ее причина?
Последние протестные действия, которые предпринимались на заводе Форд, носили характер итальянской забастовки. Это было в ноябре 2012 года. Последней каплей было объявление работодателем о возможном простое в декабре. То есть предполагалось досрочно выполнить план и отправить на три недели работников в простой. А в простое сохраняется только две трети от заработной платы. Работодатель отказался вступать в переговоры по обсуждению требований трудящихся. Тогда было принято окончательное решение по проведению итальянской забастовки. .
Чем закончилось?
Простой был, но всего в три недели без одного дня. Сказать, что мы добились какого-то успеха я не могу, но в любом случае, если бы не пытались, то ничего бы и не происходило. Не всегда можно выиграть. Если сравнивать итог с заявленными целями, то он, конечно, незначителен. Но в любом случае эта забастовка поспособствовала ряду позитивных изменений. Автор: Кирилл Михайлов
|