В феврале 2008 года на базе Санкт-Петербургского университета МВД России официально зарегистрирован независимый профсоюз. О проблемах преподавателей и курсантов одного из ведущих вузов страны в системе правоохранительных органов, а также о деятельности профсоюза в целом рассказал его председатель, начальник курса факультета подготовки финансово-экономических кадров Вадим Венжега.
- Вадим, каковы основные причины, послужившие возникновению профячейки?
- Дело в том, что сейчас ситуация в университете настолько критическая, что другого выхода просто нет. Новое руководство, пришедшее в мае прошлого года, сегодня целенаправленно создает условия, при которых просто невозможно работать.
- В чем это выражается?
- Например, вызывают человека и говорят: «А хочешь на должность своего начальника?» Так, недавно руководство университета предложило моему заму быть начальником курса, и эти разговоры происходят постоянно. Вместо формирования единого коллектива они предпочитают разделять и властвовать.
- Есть информация, что сотрудников университета также постоянно лишают премий…
- Лишают премий - это уже старая песня, на днях меня лишили зарплаты. Дело в том, что я был уволен 8 ноября, и о том, что я восстановлен, мне сообщили только 2 февраля, а сейчас за то, что я не приходил на работу с 8 ноября по 2 февраля, когда я был уволен, с меня вычли деньги из моей сегодняшней зарплаты. Помимо этого, руководство лишило меня квартальной премии и пайковых.
- Какова численность профсоюза на сегодняшний день?
- Организовали профсоюз три человека, но, несмотря на то что его создание поддержали многие наши коллеги, мы придерживаемся ленинской формулировки о членстве в профсоюзе. Любой профсоюз легко развалить, введя туда своих людей, а потом на общем собрании, путем голосования сменить руководство. Поэтому поголовно, просто так людей принимать не будем, каждую кандидатуру будем рассматривать в отдельности на общем собрании. К нам уже поступило более 70 заявлений о вступлении. Я думаю, что общее число членов профячейки не будет превышать 40 человек.
- Уже составлены конкретные требования?
- Да, конечно. Во-первых, мы требуем полного, а не избирательного исполнения федерального законодательства и приказов МВД. Сейчас поясню, что я имею в виду. Например, согласно закону любой человек, который на рабочем месте пойман в пьяном виде, должен быть сразу уволен из органов. Так, 14 марта дежурная служба университета задержала в нетрезвом виде полковника милиции, начальника инспекции по личному составу. Об этом были составлены соответствующие рапорта, однако наказания никакого не последовало и сейчас этот случай пытаются просто замять.
Вторым нашим требованием является прекращение беспредельного использования переменного личного состава (курсантов) для обеспечения правопорядка на общегородских мероприятиях. Сегодня курсантов могут привлечь в их свободное время куда угодно, например, на оцепление футбольных матчей. При этом часто у них нет ни спецсредств, ни специальной подготовки, и если им пробьют там голову, то никто за это не ответит. Зато наши руководители за обеспечение правопорядка регулярно получают премии от 15 тысяч за каждое мероприятие. По моим подсчетам за один горячий месяц эта сумма может достигать 100 тысяч.
Третьим нашим требованием является предъявление обоснования по повышению платы за проживание в общежитии. Я, например, живу в квартире, и плачу за это около 2000 в месяц, и меня задевает, когда курсанту за проживание повышают оплату в три раза - до 3,5 тысячи.
Следующий вопрос, который нас волнует, касается соблюдения авторских прав преподавателей. Например, преподавателю заведующий кафедрой поставил задачу написать учебник или методическое пособие. Так вот, если на обложке этой работы и появится его фамилия, то она будет по счету последней.
- А перед фамилией преподавателя обычно кто стоит?
- Если это толстая книжка, то возглавляет авторский коллектив начальник университета, далее идет чья-нибудь фамилия из научного отдела, потом кто-нибудь из руководителей кафедры. Не факт вообще, что там появится фамилия преподавателя, а если это и произойдет - значит у руководства к нему очень хорошее отношение.
- А какие-то авторские гонорары предусмотрены?
- Гонораров не бывает, бывают только поставленные задачи выпустить определенный учебник, и будь добр это сделать к определенному числу. Кстати, касательно денег, еще одним нашим требованием является своевременная оплата постоянному составу всех переработок, а также командировочных и суточных при выезде в Сосново, где располагается филиал нашего университета. Сегодня ситуация складывается следующим образом: преподаватель, к примеру, читает там лекции пять дней подряд, домой ему после работы ехать нет смысла и он ночует в учебном центре. За эту неделю ему надо чем-то питаться, да и проезд тоже не бесплатный. Однако никаких командировочных, никаких выплат в университете не предусмотрено. Нам только говорят: «езжайте и проводите занятия». А потом эти деньги уходят на нужды университета. Но ведь если это мои деньги, почему они должны затрачиваться на что-то другое? А учитывая общую численность сотрудников университета, эти деньги вырастают в значительную сумму.
- Значительная сумма - это сколько?
- В прошлом году, по нашим сведениям, на новый год «приближенным людям» было выплачено по 15-20 тысяч рублей. А таких людей в нашем университете порядка 150. И это не только командировочные, это еще и наши премии, удержанные по надуманным предлогам.
- К чему может придраться руководство, чтобы лишить премии?
- Ну, например, у тебя плохо начищены ботинки, следовательно - нарушаешь форму одежду. Порой премию не дают с формулировкой: «так как начальство не видело, как ты работал». Руководство спрашивает, за что давать премии? Им объясняют: мол, за добросовестное отношение к своим обязанностям. В ответ они говорят, что у тебя в обязанностях написано, что ты ДОЛЖЕН подходить добросовестно к своей работе, «а премию мы даем за отличия», а отлично, как сказал один из начальников университета, у нас службу никто не несет, даже он сам.
- Ваш профсоюз является первопроходцем или есть еще прецеденты создания подобных организаций в силовых структурах нашего города?
- Профсоюзы есть, и даже в нашем университете, правда, все они в основном полностью подконтрольны администрации своих учреждений. Соответственно, большая часть из них сегодня реально не готова защищать интересы своих членов. Например, по федеральному закону «О профсоюзах» человека не могут наказать, уволить без ведома профкома. Однако я вам могу назвать таких случаев штук пять, когда к людям применяются какие-то взыскательные меры, а профсоюзная ячейка разводит руками и говорит: «Ну ты потерпи, дальше будет лучше»… Сегодня во главе этих профсоюзов стоят люди, которые держатся за свои кормушки и не хотят их терять.
- А независимые профсоюзы в этой сфере у нас есть?
- У нас такой информации нет.
- Есть ли план работы профсоюза на ближайшее время?
- Мы подготовили ряд документов о нарушении трудовых прав к руководству университета, а также в департамент кадрового обеспечения МВД и в департамент финансового обеспечения, где были изложены все наши требования. Сейчас ждем положенные семь дней, в течение которых нам должны дать ответ. В случае отказа будем обращаться в прокуратуру и в суд. Автор: Дорогов Антон
|