Если во многих странах 1 мая отмечается профсоюзным и рабочим движением как День международной солидарности трудящихся против эксплуатации, в России на улицу выходят официальные профсоюзы вместе с партией власти и работодателями.
Вчера глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков выступил с жесткой критикой забастовки железнодорожников, завтра выйдет на улицу с лозунгом о солидарности трудящихся. Позавчера по инициативе руководства ФНПР проводились митинги за принятие нового Трудового кодекса, который фактически запретил проведение забастовок, а завтра профбоссы будут громко и демонстративно выражать свое недовольство Трудовым кодексом. Кого Вы думаете обмануть, господин Шмаков?
Фактически руководство ФНПР почти всегда выступает против забастовок, самого обычного и эффективного инструмента борьбы трудящихся за свои права, почти всегда осуждает «неконструктивные действия» тех низовых профсоюзных ячеек, которые пытаются противостоять работодателям, почти всегда навязывает работникам волю работодателей – т.е., извините, в политкорректных терминах это называется «социальное партнерство».
Об этом знают почти все работники, которые во всех интервью и социологических опросах говорят о своем недоверие профсоюзам. Рабочие не считают профсоюзы защитниками их интересов. Об этом, несомненно, знает и сам Шмаков. Но, видимо, это для него неважно. Важно – формальный статус самого крупного профсоюзного объединения и хорошая репутация «в верхах». Поэтому завтра явка на митинги ФНПР будет обеспечена – работодатели и чиновники из «Единой России», с которыми ФНПР пойдет митинговать за права трудящихся, в этом помогут. И поэтому ФНПР судится с теми, кто якобы «подрывает» ее репутацию.
Но работники, к счастью, все чаще судят по делам, а не по показным демонстрациям. Все больше работников выходят из профсоюзов ФНПР, а кто остается особенно не проявляет активности (за исключением, конечно, кадрового состава федерации и представителей менеджмента, входящих в ФНПР – завтра они как раз и пойдут «демонстрировать»). А если и проявляют активность, то, как правило, тут же получают «по заслугам» от профсоюзного руководства.
И, что особенно ценно и перспективно с точки зрения зарождения профсоюзного движения в России, все больше работников начинают организовываться в реальные профсоюзы, независимые от работодателей. Пример «Форда» впечатлил людей – за ним последовали десятки забастовок. И дело не в подражании, а в закономерности тенденции: экономический рост без соответствующего повышения зарплаты, наглый рост прибыли и зарплаты крупных менеджеров, процесс глобализации (не только капитала, но и борьбы с капиталом), приход нового поколения рабочих, которому заморочить голову мифом о «добрых работодателях» и «заботливых профсоюзах» не так уже и просто. А может быть, чаша терпения переполнилась? Сколько же можно убеждать работников, что получать мизерную зарплату за свой труд – это уже большой подарок работодателя, у которого и так полно других проблем? Сколько же можно убеждать, что «профсоюз» установил «партнерство» с работодателем, и поэтому «все должно быть хорошо»? В конце концов, есть факты: что у человека в конце концов оказывается в тарелке, сколько он трудится, в каких условиях, что производит, а, с другой стороны, сколько миллионов доходов у работодателей, сколько особняков у председателя профкома. Трудовая сфера – не политические выборы, здесь на своей шкуре ощущаешь реальные результаты «заботы» профбоссов о положении трудящихся. Здесь дело не в том, чтобы раз в четыре года голосовать «как надо», а в том, что ежедневно испытываешь у себя на предприятии.
Вот и просыпаются люди. «Форд», АвтоВАЗ, «Невские пироги», Хейнекен, «Сургутнефтегаз», УАЗ-СУАЛ, «Михайловцемент», «Карельский окатыш», почтовики, «Красная Шапочка», железнодорожники - это всего лишь несколько примеров предприятий, где с начала 2007 года имели место и происходят трудовые конфликты, почти везде - вопреки воле ФНПР.
Процесс пошел, и его уже не остановить, сколько бы завтра не вышло людей на улицу вместе с боссами ФНПР и партией власти, сколько бы не подавляли инициативу всякими репрессиями. Потому что, вопреки тому, что говорят представители ФНПР, работодателей и власти, забастовки и трудовые конфликты – не методы провокаторов или подстрекателей, а обычное явление во всех капиталистических обществах, закономерный и демократический процесс становления нормальных трудовых отношений, где работники – не подданные господам работодателям и обслуживающим их профбоссам, а достойные и самостоятельные люди, на должном уровне оценивающие свой труд и способные коллективно отстаивать свои права.
Так что, пусть завтра развлекаются Шмаков и Ко. Настоящие первомайские события происходят в другое время и в другом месте – на тысячах заводов и предприятий, где работники поднимают голову. Настоящее первое мая произошло уже вчера, в железнодорожных депо Московской области. И это уже не показуха и не разовое мероприятие. Так что, да здравствует Первое Мая, День солидарности трудящихся! Автор: Клеман Карин
|