|
|
|
В Госдуму внесен законопроект изменений в действующий закон «Об объединении работодателей». Разработанные депутатами-единороссами и РСПП изменения должны усилить позицию работодателей, в частности предоставить им право предварительной экспертизы законопроектов в области трудового законодательства и участия в их разработке. Кроме того, поправки дают работодателям возможность разрабатывать и утверждать требования к профессиям и квалификации работников, техрегламенты в области труда. В Госдуме считают предложенные комитетом РСПП во главе с Михаилом Прохоровым поправки «разумными».
Авторами внесенного в Госдуму в пятницу законопроекта являются депутаты-единороссы заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Елена Панина (по совместительству вице-президент РСПП), а также Валерий Драганов и Ильдар Габдрахманов. Документ вносит изменения в действующий закон от 2002 года «Об объединениях работодателей», который депутаты находят откровенно «слабеньким». Впрочем, на то время закон был компромиссным: по словам депутатов, им удалось «внедрить в сознание людей хотя бы то, что работодатель — это не только буржуин, который раздает работу, а еще и субъект экономической деятельности, который имеет правовые отношения с наемными работниками».
«Мы будем бороться. В документе мы прописали, что без участия работодателей не могут приниматься законы, затрагивающие их интересы в сфере трудовых и экономических отношений — эта практика существует во всем мире,— отмечает Елена Панина.— Кстати, поправки Прохорова лишь на первый взгляд кажутся радикальными — там просто упорядочено то, что сегодня существует». Напомним, поправки комитета РСПП по трудовым отношениям, которые после публикации “Ъ” 1 ноября их проекта ассоциируются с главой комитета, владельцем группы ОНЭКСИМ Михаилом Прохоровым, предполагают законодательное расширение возможности заключения срочных трудовых договоров, легализацию 60-часовой трудовой недели для совместителей, отмену трудовых гарантий для выпускников вузов, обучавшихся без предварительных договоров с работодателями. Идея легализации 60-часовой недели была крайне драматично воспринята представителями профсоюзов.
«Понятие “работодатель” в России складывалось драматично все эти годы,— комментирует идею документа “Ъ” Елена Панина.— Во всех странах существуют понятия “работодатель”, “трипартизм”, то есть взаимодействие работодателей, профсоюзов и власти, работодатели довольно активно участвуют в принятии экономических законов и в целом в экономических процессах». По мнению госпожи Паниной, «уже настало время» проявить подобную активность и российским работодателям. К примеру, в РСПП «серьезно работают по различным направлениям: «У нас не только комитет Прохорова работает, но и другие комитеты», в регионах объединения работодателей «встали на ноги». Законопроект, по словам депутата, разграничивает бюджетный и коммерческий сектора рынка труда — понятие «работодатель» может существовать только в коммерческом секторе.
Законопроект к объединениям работодателей предъявляет более четкие критерии и серьезные требования — например, к общероссийскому объединению работодателей могут относиться объединения, в которые входит не менее трех общероссийских отраслевых объединений работодателей и региональные объединения работодателей, действующие более чем в половине субъектов РФ, но и дает дополнительные права, отмечают депутаты. Согласно законопроекту, объединение работодателей может вносить в установленном порядке предложения о принятии законодательных и иных нормативных правовых актов «по вопросам, затрагивающим права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке». Законопроект наделяет работодателей правом участвовать в разработке и обсуждении проектов федеральных законов, федеральных и межрегиональных программ социально-экономического развития, проектов законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, региональных и межмуниципальных программ социально-экономического развития, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, муниципальных программ социально-экономического развития.
Действующая Российская трехсторонняя комиссия (РТК), по мнению депутатов, ограниченно занимается урегулированием интересов трех сторон — работодателей, профсоюзов и правительства, поскольку на ее уровне происходит урегулирование только социально-трудовых отношений (тарифная политика, охрана труда), но не экономической сферы в целом, которая затрагивает интересы предприятий. Многие экономические законы принимаются без согласования с работодателями, а законопроект предполагает экспертизу законопроектов работодателями, для того чтобы «законы работали, а не заставляли работодателей уходить в тень». В качестве примера Елена Панина приводит налоговую политику. «С РСПП и сейчас советуются, но только если захотят»,— говорит депутат.
Кроме того, документ наделяет работодателя правом разрабатывать и утверждать требования к профессиям и квалификации работников (в том числе иностранных), работодатели смогут определять потребности в трудовых ресурсах, разрабатывать национальные стандарты и технические регламенты в области труда, направлять своих представителей в экспертные комиссии по техническому регулированию, защищать в судах права своих сотрудников.
«Данный законопроект усиливает позицию работодателей, дает им больше прав, но это не последняя точка. Профсоюзы, кстати, тоже заинтересованы, чтобы у них была сильная сторона переговоров. Вообще в России нужен кодекс работодателя, как это есть во многих странах мира,— говорит Елена Панина.— У нас есть кодекс профсоюзов — он большой и солидный, да еще и Трудовой кодекс — он фактически их кодекс, поэтому у работодателей и возникает желание его поправить».
Сейчас законопроект находится в комитете Госдумы по рынку труда. В ближайшее время его будут обсуждать на РТК. Автор: Николаева Дарья
|