|
|
Алексей Этманов |
|
В понедельник, 24 сентября, депутат и профсоюзный лидер Алексей Этманов внес на рассмотрение Законодательного Собрания Ленинградской области законопроект об изменениях в Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В предложенных поправках предполагается внести изменения в ряд понятий, касающихся профсоюзных организаций. В соответствии с поправками, предлагается определить первичную профсоюзную организацию, действующую на предприятии, как структурное подразделение вышестоящего профсоюза, а членов профсоюза — как членов вышестоящей профсоюзной организации.
В связи с предложенными изменениями структуры профсоюзных организаций законопроект уточняет права профсоюзов и обязанности работодателей в сфере взаимодействия и социального партнерства. В частности, предлагается расширить полномочия профсоюзов. По мысли Алексея Этманова, эти изменения позволят профсоюзам более эффективно использовать права и гарантии, закрепленные в федеральном законе, и защищать социально-трудовые права работников.
«Внесение поправок было вызвано необходимостью привести существующие в законодательстве понятия к реальным нуждам и задачам профсоюзов, — говорит председатель МПРА, депутат Заксобрания Ленобласти Алексей Этманов. — Настоящие профсоюзы, защищающие права работников, убеждены, что первичная организация должна существовать только в рамках структуры межрегиональных или общероссийских профсоюзов, а членом профсоюза должен считаться работник, вступивший в состав профсоюза, а не первичной организации».
«Такие изменения в законе о профсоюзах назрели уже давно, их достаточно долго обсуждали и в МПРА, и в других профсоюзах, — подчеркнул Этманов. — Мы хотим добиться также наделения профсоюзов наряду с их первичными организациями правом представлять работников предприятия перед работодателем и вести коллективные переговоры. Мы убеждены, что это позволит усилить и повысить эффективность как профсоюзов, так и первичек на локальном уровне, ведь представители межрегионального или общероссийского профсоюза не являются зависимыми от конкретного работодателя».
Пока не известна точная дата рассмотрения законопроекта депутатами Законодательного Собрания. Тем не менее, Алексей Этманов надеется, что депутаты пойдут навстречу его инициативе и поддержат законопроект. В случае поддержки региональным парламентом поправок в федеральный закон, законопроект должен быть внесен Заксобранием Ленобласти в Государственную Думу на рассмотрение федеральных депутатов.
Председателю
Законодательного собрания
Ленинградской области
С.М.Бебенину
Уважаемый Сергей Михайлович!
В соответствии со статьей 31 Устава Ленинградской направляю на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Приложения:
1. проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" на 5 л.;
2. пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" на 2 л.;
3. финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности " на 1 л.;
4. перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности " на 1 л.
Депутат А.В.Этманов
Проект Федерального Закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 148; 2002, N 12, ст. 1093, N 30 ст. 3029, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2011, N 1, ст. 16) следующие изменения и дополнения:
1) Статью 3 изложить в следующей редакции:
«Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
первичная профсоюзная организация - структурное подразделение межрегионального или общероссийского профсоюза, состоящее из членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;
общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;
межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и(или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - структурное подразделение соответствующего профсоюза, объединяющее членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района;
территориальная организация профсоюза -добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района;
профсоюзный орган - орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации;
профсоюзный представитель (доверенное лицо) - профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;
организация - предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;
работодатель - организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования;
член профсоюза - лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), вступившее в межрегиональный либо общероссийский профсоюз на основании личного заявления и состоящий на учете в профсоюзе».
2) Внести изменения в статью 11:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«Профсоюзы, их объединения (ассоциации) и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов в области коллективных прав и интересов совместно с первичными профсоюзными организациями на локальном уровне, а также и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
По вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений первичные профсоюзные организации представляют и защищают права и интересы членов профсоюза, а также работников, не являющихся членами профсоюза, в случае наделения профсоюза полномочиями на представительство в установленном порядке».
3) В статье 13, исключить слова «первичные профсоюзные организации», изложить текст в следующей редакции:
«1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.
Представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.
В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, представительство соответствующих профсоюзов в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых ими членов профсоюза.
Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя.
2. Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.
3. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.
В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом».
3) Пункт 1 статьи 17 дополнить абзацем следующего содержания:
«По письменному запросу профсоюза работодатель в течение 3-х рабочих дней обязан предоставить в профсоюз следующие документы и (или) информацию:
- копии документов, связанных с работой члена профсоюза (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое);
- информацию о количестве членов профсоюза с указанием ФИО, должности и размере перечисляемых взносов».
4) Пункт 3 статьи 19 дополнить словами «Руководители выборных органов профсоюза, их заместители», изложить текст в следующей редакции:
« Руководители выборных органов профсоюза, их заместители, профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения».
5) Внести изменения в статью 25:
1. Пункт 5 изложить в следующей редакции:
«Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы с сохранением средней заработной платы».
2. Пункт 6 изложить в следующей редакции:
«Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов. Порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением».
6) Внести изменения в пункт 1 статьи 28, изложить текст в следующей редакции:
«Работодатель предоставляет каждому профсоюзу, действующему в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.В.Путин
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
Федеральное законодательство закрепляет право профсоюзов на осуществление представительства и защиты социально-трудовых прав работников организации, а также осуществление контроля за соблюдением работодателем прав трудящихся. Однако на практике складывается ситуация, когда отдельно действующая первичная профсоюзная организация не имеет достаточных ресурсов для осуществления закрепленных за ней целей. Кроме того, в силу своей малочисленности, первичная профсоюзная организация не в состоянии выстроить с представителями администрации конструктивный диалог, основанный на принципах социального партнерства.
В целях повышения эффективности защиты социально-трудовых прав работников организации и пресечения возможности оказания давления на работников со стороны администрации организации представляется целесообразным внесение изменений в Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Федеральный закон).
Основной целью внесения изменений в Федеральный закон является построение четкой структуры профсоюзной организации, где первичная профсоюзная организация в обязательном порядке является структурным подразделением вышестоящего профсоюза.
Данные изменения позволят профсоюзам более эффективно использовать права и гарантии, закрепленные в федеральном законе, защищать социально-трудовые права работников, поскольку представители межрегионального или общероссийского профсоюза не являются зависимыми от работодателя определенного предприятия.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Внести изменения в ряд понятий профсоюзных организаций, определив
их как структурное подразделение вышестоящего профсоюза, а членов
профсоюза как членов вышестоящей профсоюзной организации.
2. В связи с изменениями структуры профсоюзных организаций уточнить права профсоюзов и обязанности работодателей в сфере взаимодействия и социального партнерства с профсоюзными организациями. В частности, расширить полномочия профсоюзов.
Представляется, что внесение данных изменений в Федеральный закон позволит в будущем сократить количество нарушений социально-трудовых прав трудящихся, поскольку осуществление защиты прав работников через вышестоящие профсоюзные органы позволит снизить количество рычагов давления на работников организации со стороны администрации, обязав работодателя вести все переговоры через вышестоящий профсоюз, исключая возможность воздействия на конкретных работников первичной профсоюзной организации.
Учитывая изложенное, предлагаем внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон " О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности " потребует внесения изменений в Федеральный закон от 30.12.2001 года №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон " О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности " не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов других уровней. Автор: Лехтман Александр
|