|
|
Если машинисты не передумают, движение на СвЖД может прекратиться |
|
Работники локомотивного депо Свердловск-Пассажирский решили поддержать забастовку работников ОАО «РЖД», которая должна пройти в конце ноября 2007 года в ряде регионов РФ. Об этом объявил Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников. Кроме того, принять участие в акции согласны работники локомотивных депо Пермь-II, Пермь-Сортировочная, Вологда, Северной железной дороги. В настоящее время профсоюз проводит опрос работников ОАО «РЖД», чтобы узнать, сколько человек примет участие в забастовке. А региональные отделения РПЛБЖ проводят предзабастовочные мероприятия: общие собрания коллективов, заседания профсоюзных комитетов, расклеивают листовки.
«Мы объявили о забастовке всерьез. Она начнется в 00 часов 28 ноября, и даже если суд вынесет решение о приостановлении забастовки, мы имеем право продлить ее до 24 часов 29 ноября», – заявил заместитель председателя Профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников Сергей Линев.
Средняя заработная плата московских железнодорожников составляет куда больше 17 тысяч рублей. С учетом региональных надбавок (в Москве они составляют 5 тысяч 340 рублей для машиниста и 4 тысяч 10 рублей для помощника машиниста) средняя заработная плата сотрудников локомотивных бригад составляет от 34 до 40 тысяч рублей (в зависимости от стажа и количества сверхурочных часов работы). «Этого очень мало! Такая зарплата не может обеспечить достойный уровень жизни в Москве. 25 топ-менеджеров «РЖД» получают зарплату свыше 1 миллиона рублей в месяц – эти данные опубликованы в отчетах. Мы же требуем повышения только в 2 раза», – сообщил Линев.
На Свердловской железной дороге не ожидали, что работники локомотивных бригад присоединятся к забастовке. Наравне с машинистами, они относятся к самым престижным и высокооплачиваемым железнодорожным профессиям: машинисты получают от 22 до 30 тысяч рублей, в зависимости от того, водят ли они маневровые, грузопассажирские или пассажирские поезда (самая высокая зарплата – у тех, кто возит пассажиров). «Мы уверены, что все наши локомотивщики профессионалы и прекрасно понимают, чем грозит для движения и пассажиров приостановка работы. Более того – начальник СвЖД встречался с локомотивщиками в депо – это плановый визит, по средам на СвЖД походит День безопасности – и никто из сотрудников не сказал, что его не устраивает зарплата или условия труда», – рассказала начальник службы взаимодействия со СМИ СвЖД Татьяна Макаганова. В руководстве локомотивного депо Челябинска нам сообщили, что в коллективе наблюдается спокойная обстановка. Каких-то провокаций или призывов бастовать в виде листовок и иной агитации замечено не было.
С приходом Владимира Супруна на СвЖД вообще повысились зарплаты: Супрун ввел 50% доплату от тарифной ставки за так называемую «обкатку машиниста». Теперь опытный машинист, который берет на обучение молодого машиниста, получает 50% тарифной ставки, в случае если его ученик сдает экзамен с первого раза. Кроме того, в этом году впервые 500 машинистов будут поощрены премией в 10 тысяч рублей по итогам года.
В Свердловской области в РПЛБЖ состоят только 74 человека. Остальные предпочли ему Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел). Всего из 1,3 млн. работников российской железной дороги в Российский профессиональный союз локомотивных бригад железнодорожников входят около 5 тысяч человек из 53 регионов. Однако руководство РПЛБЖ это не пугает: «Да, численность членов профсоюза невелика. Но этой численности хватит, чтобы поставить «РЖД» на колени. Десяти человек хватит, чтобы перекрыть Транссибирскую магистраль», – говорит заместитель председателя РПЛБЖ Сергей Линев.
РПЛБЖ уже проводил забастовку сотрудников локомотивных бригад. В 2002 году на 8 часов прекратили работу 38 локомотивных бригад (это 76 человек) локомотивного депо Железнодорожная на Горьковском направлении Московской железной дороги. Убыток железной дороги, рассказывает Сергей Линев, составил 600 тысяч рублей. И хотя забастовка была приостановлена, никаких санкций, кроме лишения премии в 1.500–3.000 рублей, не последовало. «А региональная доплата, которой мы добивались, была повышена. К тому же те невыплаченные премии мы отсудили». А работники другого локомотивного депо – Лиски Юго-Восточной железной дороги – в августе этого года в судебном порядке взыскали с ОАО «РЖД» недополученную заработную плату за сверхурочную работу за 2006 году в размере 1 млн. 300 тыс. рублей.
В реальность забастовки не верят юристы и профсоюзные лидеры. Председатель федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских считает, что забастовка маловероятна. РПЛБЖ должен был составить протокол о разногласиях, пройти примирительные процедуры и трудовой арбитраж. «Я не исключаю, что они эти процедуры не прошли, и тогда забастовка незаконна. Вряд ли в таком случае они будут проводить забастовку – все убытки лягут на них». «Действия и заявления РПЛБЖ не имеют под собой сколько-нибудь серьезных оснований и направлены на дестабилизацию российского общества», – поддерживают его в Российском профсоюзе железнодорожников (Роспрофжел).
Между тем, председатель РПЛБЖ Евгений Куликов рассказал, что они действуют в полном соответствии с законом: «Свои требования мы утвердили на пленуме 20 июня 2007 года и направили руководству ОАО «РЖД». Примирительную комиссию РЖД создавать отказались, заявку на прохождение трудового арбитража мы подали. Но, хотя закон и не запрещает нам поводить забастовку, думаю, РЖД найдет какое-нибудь нарушение в наших действиях и попытается приостановить забастовку.
Руководитель юридического департамента Федерации профсоюзов Свердловской области Владислав Осинцев апеллирует к законодательству. Согласно статье 413 Трудового кодекса и в соответствии со статьей 55 Конституции РФ запрещается проведение забастовок в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. «Может быть, они смогут организовать забастовку так, что суд не увидит в этом нарушения законодательства – но вообще, вряд ли», – сказал Владислав Осинцев.
Забастовки запрещаются и статьей 26 федерального закона № 17 от 10 января 2003 года. В ней говорится, что «забастовка как средство решения коллективных трудовых споров работниками железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также обслуживанием пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей на железнодорожном транспорте общего пользования перечень профессий которых определяется федеральным законом является незаконной и не допускается». Если забастовка все же произойдет, администрация может уволить работников за прогул, а суд не примет документы для рассмотрения судебного иска.
«РЖД заблуждается, что наша забастовка является нарушением законодательства, – спорит заместитель председателя РПЛБЖ Сергей Линев. – Перечень работников железной дороги, которые не имеют права выходить на забастовку, должен быть утвержден постановлением правительства РФ, а такого постановления нет».
Если руководство ОАО «РЖД» удовлетворит хотя бы часть требований локомотивщиков, забастовка будет отменена, сообщил председатель РПЛБЖ Евгений Куликов. Но пока этого не произошло, и сотрудники локомотивных бригад планируют не выходить на работу 28 ноября. Автор: Вахрушева Дарья
|