|
|
|
Много скороговорок мелькает в прессе об апрельской забастовке железнодорожных машинистов. Этой телеграфной информации слишком мало, чтобы осмыслить ситуацию в полном объеме. На государственном уровне пытаются превратить рабочего человека в бессловесную скотину, а он сопротивляется. В нашем случае, разговор идет не просто о повышение зарплаты, а чтобы за равноценный объем работы всем платили одинаково, чтобы не было дискриминации, которую практикуют в нашем паровозном ведомстве. Недавно здесь ввели персональные оклады для отдельно взятых машинистов. Например, в подмосковном депо «Железнодорожная» выбрали семь таких «лауреатов». Они не отличаются профессионализмом, опытом, стажем работы по специальности. В основном «молодняк». У всех машинистов примерно по 30 тысяч рублей, а «лауреатам» дают в два раза больше - 60 тысяч. За какие же заслуги им установили ставку выше, чем настоящим мастерам?
В конце 19 века, когда в США хотели обуздать рабочее движение, встречалось что-то похожее. Железнодорожный магнат Гульд в ответ на вопрос, что он собирается делать с рабочими активистами у себя на предприятиях, сказал, что он достаточно богат и имеет возможность подкупить половину рабочих, чтобы те перестреляли непослушных. Может быть, и наши железнодорожные начальники, следуя заветам американского босса, чтобы дать отпор рабочему движению в лице свободного профсоюза локомотивных бригад, готовят подобные отряды. Уже установили для этих «бойцов» дополнительное жалование.
Кроме зарплаты есть и другие недоразумения. В марте этого года был уволен из депо станции «Железнодорожная» машинист Ларцев, он отказался вести состав, техническое состояние которого не соответствовало требованиям безопасности. Уволен также помощник машиниста Храмов, - его вина заключается в том, что он лично на остановках проверял, как закрываются двери вагонов - автоматический датчик не работал. Из-за этого электричка выбилась из графика, опоздала.
Проявил принципиальность, не вывел неисправный поезд в рейс - виноват. Понадеялся на авось, в пути случилась авария - опять виноват, почему не проверил механизмы в начале смены? Так уж в железнодорожном ведомстве распределена ответственность, все промахи списывают на стрелочника. Их, ради экономии, в последнее время сократили. Работающая бригада не в состояние просмотреть со своего рабочего места вход и выход по всей цепочке вагонов. Непроизвольно какой-нибудь пассажир перекроет видимость, дверь захлопнется, прихватит чью-то руку с вещами, а то и вообще потащит человека в подвешенном состоянии по перрону. Такие факты уже есть. Свободный профсоюз все время напоминает об этой и других проблемах, собирает журналистов на пресс-конференции, рассылает пресс-релизы по различным газетам, на телевиденье, депутатам Госдумы. Руководство не обращает на это внимание. В ноябре профсоюз, чтобы быть, наконец, услышанным, стал официально готовиться к забастовке. Как полагается по протоколу, предупредил за десять дней администрацию. Она вместо того, чтобы разобраться в сути конфликта, последовала сразу в суд. Тот своим решением назвал ещё не начавшуюся забастовку - незаконной.
Руководство ОАО «РЖД» старается любыми способами избавиться от надоедливого профсоюза. Даже устраивали социалистическое соревнование - обязывали руководителей предприятий предоставлять каждую неделю информацию о том, сколько работников из их подразделения состоит в РПЛБЖ. У кого меньше, тот лучше работает, тот победитель. Членов этого профсоюза, раз за разом проверяют на профпригодность и вообще на благонадежность. Они стоят последними на получение поощрений и льгот, и оказываются первыми при раздаче всяких наказаний. Администрации различных депо пишут доброжелательные письма родителям, женам машинистов, которые являются членами РПЛБЖ, предупреждают, что их кормильцы связались с плохой компанией. Советуют обсудить этот вопрос на семейном совете.
В Перми один железнодорожный начальник объявил, что члены РПЛБЖ являются последователями Бен Ладена. Американцы, очевидно, не там ищут боевиков Аль-Кайды, оказывается, они не прячутся в горах, а спокойно работают на нашей железной дороге.
После попытки провести забастовку в ноябре прошлого года, профкомы РПЛБЖ лишили служебных помещений, выгнали со всеми бумагами на улицу.
Естественно, что вторым требованием забастовщиков оказалось то, чтобы прекратили дискриминацию членов профсоюза.
Новый премьер Путин, бывший наш президент РФ, при назначении в Государственной Думе на должность премьер-министра, тоже вспомнил о забастовке железнодорожников, но закрутил так, что как бы их требования напрямую влияют на повышение тарифов наших госмонополий. Вот, мол, требуют, а откуда взять деньги, значит нужно повышать тарифы на газ, электроэнергию, проездные билеты. Одним словом, машинисты не борцы за справедливость, а крохоборы, народ должен за них расплачиваться. Преподнесено все слишком просто.
К великой радости, свалить вину за экономические просчеты на стрелочников не удалось. Радио «Эхо Москвы» провела интерактивный опрос радиослушателей, в котором приняли участие более тысячи жителей Москвы и Подмосковья. Девяносто три процента, из числа участников опроса, поддержали требование бастующих железнодорожников и их свободный профсоюз РПЛБЖ.
Если говорить о повышение тарифов, то стоило бы более тщательно разобраться, куда идут доходы? Как пишет газета «Ведомости», за 2006 год члены правления РЖД, а их 25 человек, заработали по 14,9 миллиона рублей в год. Кроме того, свадебные генералы имеют ещё свои должностные оклады с различными бонусами, им даровано право самим себе назначать величину зарплаты. Члены правления могут являться одновременно и членами советов различных железнодорожных «дочек». Президент РЖД Владимир Якунин, по итогам 2006 года, как председатель совета «Транскредитбанка», получил 21 миллионов рублей, а вице-президент РЖД Федор Андреев и советник Якунина Сергей Орлов, которые тоже внесены в книгу почета этого банка, получили по 19,3 миллиона рублей. А ведь эти спецы могут удочерить сразу несколько таких фирм. Их, как бы специально выращивают, чтобы создать дополнительные кассы для начальников. Чем железнодорожные топ-менеджеры хуже «многостаночника» председателя «Газпрома» Алексея Миллера, который обслуживает сразу шесть таких газпромовских грядок, только с трех из них, за 2006 год, он снял урожай, примерно в 142,2 миллиона рублей. При таком охвате, любых тарифов будет мало.
Недавно на заседание Госдумы зашел разговор об ограничении аппетитов руководителей госмонополий, он сразу был прерван возгласами с мест – нельзя, мол, считать деньги в чужих карманах. Карманы действительно, чужие, но деньги, которые в них лежат, не выплачены тем же машинистам, а получены от тех, кто расплачивается за эти тарифы, то есть от всех нас. Значит – это народные деньги и нужно вести им особый учет, делать всенародный аудит.
Когда Назарбаев узнал, что президент «Казахтелекома» получает за свою работу астрономические суммы, то распорядился «всем обнаглевшим» вернуть деньги в казну. Президент Белоруссии Лукашенко своим Указом установил потолок зарплат управленцам предприятий, где есть государственная доля, не выше 3,5 раз от средней зарплаты на предприятии. Не удивительно, что в Белоруссии разница в уровне доходов между 10 процентами богатых и 10 процентами самых бедных составляет примерно 6 раз, как в цивилизованной Европе. У нас такая разница в доходах составляет примерно 40 раз. Разве не видят наши народные президенты и премьеры, кто и как делит государственную казну? В чьих карманах она оседает?
В прошлом году, к юбилею РЖД, приурочили футбольный турнир, в котором участвовали европейские гранды «Реал», «Милан» и голландский ПСВ. Локомотив занял в этом турнире последнее место. Только за участие в турнире «Милан» получил 1 миллион евро. Возможность избавиться от иллюзий собственной значимости стоило нашим железнодорожникам 6 миллионов евро. Денег, выделенных для проведения этого шоу, хватило бы, чтобы значительно повысить зарплату нашим машинистам.
Нужны деньги на проведение различных праздников, к тому же очень дорого стоит прокорм руководителей, ради этого приходится экономить на самом необходимом, на безопасности движения и зарплате рядовых работников. В прошлом году только у машинистов набралось 8 миллионов часов сверхурочных. Мало желающих подписываться за такую зарплату на адский труд, штат не укомплектован. Чтобы не остановить перевозки приходится закрывать пустоты имеющимися работниками, их принуждают работать сверх положенного. Уставшие люди, не успев отдохнуть после смены, опять уходят в рейс.
Машинисты после сорока лет ежегодно проходят медицинское освидетельствование и в полном расцвете человеческих сил, многих забраковывают. Был случай, когда контролер управления электропоезда отправил в тяжелом состоянии в больницу машиниста из подмосковного депо Пушкино. Хорошо, что это случилось на станции. А если бы это произошло на перегоне? В этом депо за короткое время похоронили трех действующих машинистов.
Председатель традиционных профсоюзов ФНПР Шмаков в прямом эфире радио «Эхо Москвы», как бы поддержал требования забастовщиков: «Выполнение требований о повышении зарплаты, выплат за выслугу лет и ряда других требований необходимо, но профсоюз выбрал неудачную форму диалога». Какой диалог, если профсоюз машинистов постоянно бьет тревогу, а руководство ОАО «РЖД» на это не откликается? Не от хорошей жизни машинисты решили опять бастовать. Теперь уже идти в открытую не стали, остановили работу неожиданно.
Третьим требованием забастовщиков было, восстановление доплаты за выслугу лет, отмененную с 1 апреля прошлого года. Для работников со стажем 20 лет это была прибавка к зарплате до 30 процентов. Интересно, что такая отмена была принята совместным решением РЖД и традиционным профсоюзом РОСПРОФЖЕЛ, который входит в ФНПР, где председательствует многие годы Михаил Шмаков. Редко можно встретить профсоюз, который добровольно соглашается на уменьшение зарплаты для своих работников. Наши традиционные профсоюзы, как люди с ограниченным зрением, многого не замечают. Без поводыря, которым является работодатель, им шагу не сделать. Куда поводырь скажет, туда и поворачиваются.
Может, действительно, ОАО «РЖД» оказалось в критической ситуации, на грани банкротства, нужно спасать, чем-то жертвовать? Стоит посмотреть бухгалтерию этого ведомства за прошлый год. Чистая прибыль увеличилась, по сравнению с 2006 годом, в 3,1 раза, достигла 84,4 миллиарда рублей. Есть ещё деньги, поэтому решено и в этом году провести опять международный футбольный турнир, пригласить на него «Челси» с Абрамовичем.
Во время забастовки вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Вадим Морозов заявил, что забастовка не повлечет за собой повышения заработной платы, а с забастовщиками разберутся административными способами. Но не на много хватило бравады у руководства РЖД. Железная дорога понесла во время забастовки большие убытки. Хотели заткнуть брешь штрейкбрехерами, их бросили для работы на участках, где они не знали профиля пути, сведений о допустимых скоростях на различных участках, не знали даже на каких станциях нужно останавливаться. Хорошо, что обошлось без катастроф, а так бы пришлось носить многим генеральным директорам и их заместителям в тюрьму передачи, ведь они заставляли людей без «водительских прав» браться за руль, перевозить людей.
Забастовка железнодорожников проходила не за воротами какого-то предприятия. Все на виду. Невольными участниками действий стали горожане, все общество. Машинисты извинились перед населением, они ведь пошли на это, чтобы людям в дальнейшем было комфортно и безопасно в дороге.
Около ста московских локомотивных бригад, на двух направлениях, бастовали всего сутки, а резонанс от этой стачки прокатился по всей стране. Комитет по труду и социальной политике Госдумы признал, что вина за сложившуюся ситуацию лежит на ОАО «РЖД», значит и на его союзнике, профсоюзе РОСПРОФЖЕЛ. Железнодорожные начальники вынуждены были пойти на переговоры с забастовщиками. Достигнута предварительная договоренность об официальном признании профсоюза РПЛБЖ в качестве социального партнёра ОАО «РЖД», включении его представителей в комиссии по трудовым спорам, для работы над подготовкой коллективных договоров. Профсоюзу будут возвращены помещения профкомов, а также прекращены репрессии против его членов. О прибавке к зарплате тоже заикнулись.
Кажется, пора рабочим праздновать победу? Рано. Как выразился один железнодорожный начальник: «Признать независимый профсоюз, пойти с ним на переговоры - значит «потерять лицо». Джентльменов среди работодателей, которые готовы держать свое слово, почти нет. В наших трудовых отношениях существует наработанная тактика, хозяин во время конфликта, стараясь сбить напряжение, много обещает, тянет время. Когда коллектив немного успокаивается, начинается нейтрализация активистов.
Уже тысячи раз у нас в стране разыгрывали такой вариант. С помощью отвлекающих переговоров расслабляют коллектив, в нем исчезает решительность, боевой дух, после этого рабочие редко решаются на повторное выступление.
В нынешнем конфликте тоже идет все пока по знакомой схеме. В Государственной Думе обещали, что кроме общих слов и пожеланий, в трехдневный срок будет вынесено официальное решение. Пошла вторая неделя, никаких сигналов оттуда нет. Тем временем, работодатель, ОАО «РЖД», не теряя времени, пошел в наступление. В Северомуйске 50 работников, членов РПЛБЖ, отстранены от работы, им предлагают пройти новую аттестацию. Представителей РПЛБЖ в квалификационные комиссии наотрез отказываются включать. Ясное дело, что экстренный экзамен задуман для того, чтобы отсеять, выкинуть из коллектива рабочих активистов.
Придется профсоюзу локомотивных бригад опять заряжать, готовить очередную забастовку. Этот профсоюз на полпути не останавливается.
Альберт Сперанский,
Председатель Общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы» Автор: Сперанский Альберт
|