Несмотря на то, что непосредственным поводом для конфликта, который грозит перерасти в массовую акцию протеста, стал отказ работодателя произвести предусмотренную Коллективным договором индексацию заработной платы работникам на 9 процентов за 2009 год (тут стольким людям зарплату понижают, а вы требуете индексации – ужаснулась одна из журналисток, на что ей резонно возразили, что во-первых, понизили не всем (например, в Газпроме индексацию провели), а во-вторых, требование индексации записано в коллективном договоре и при наличии прибыли нет никаких причин ее не производить (прибыль же за 2009 год есть и не малая).
Причины конфронтации между профсоюзом (кстати, объединяющим в своих рядах более 90% российских авиадиспетчеров) и работодателем – Госкорпорацией по организации воздушного движения - коренятся гораздо глубже.
Любопытный факт – по итогам первого полугодия положенные по индексации были выплачены, но … в виде премии. Т.е. создается впечатление, что для работодателя важны не столько деньги, сколько принцип. Ведь премия - это милость работодателя, а индексация, обязательство записанное в официальном документе - коллективном договоре. Так или иначе, конфликт, набирающий обороты в сфере воздушного движения отображает очень важную проблему – роль профсоюзов в современной России.
ФПАД, который является одним из старейших и сильнейших из отраслевых профсоюзов постсоветской России к настоящему времени сумел добиться весьма серьезных позиций. Заключенный им в 2007 году коллективный договор является наверное лучшим не только в отрасли, но и в России в целом. Поэтому неудивительно, что в условиях финансового кризиса первый удар наносится именно по этому передовому профсоюзу. Уж очень неудобный пример получается. Ведь работники других отраслей могут спросить почему нам зарплату снижают, а диспетчерам индексируют?
Кроме того, руководство Госкорпорации видимо рассматривает отказ от индексации как первый шаг по пути «оптимизации» расходов на персонал.
Диспетчера по мнению, работодателя, слишком вольготно живут. Уже подготовлены новые нормы нагрузки, причем, по словам президента ФПАД Сергея Ковалева, нормы эти искусственно подгоняются под фактические, явно чрезмерные, нагрузки. Проводится подготовка к переходу на пятисменную работу (вместо нынешней шестисменной).
В итоге, по мнению руководства Госкорпорации, меньшее количество сотрудников должно выполнять большую работу. Какие риски несет такая оптимизация для безопасности пассажиров, в руководстве госкорпорации, видимо, не хотят думать.
А следовало бы. Как известно, 1 июля 2002 года в небе над Боденским озером (Германия) произошло столкновение двух самолетов, унесшее жизни 69 человек. Причиной была признана ошибка диспетчера. Но мало кто знает, что незадолго до катастрофы в компании «Скайгард» прошли сокращения персонала и ставший виновником аварии авиадиспетчер вынужден был работать один за двумя терминалами.
«Видимо, опыт этой катастрофы наших начальников ничему не научил» - прокомментировал планы увеличения нагрузки на диспетчеров Сергей Ковалев. Ведь труд диспетчеров по нагрузкам на организм отнесен к первой категории. Диспетчера выходят на пенсию в 50 лет, а на Севере и вовсе в 45.
Естественно, что профсоюз выступил на защиту прав своих членов, после чего подвергся форменной травле. Был опечатан профсоюзный офис, руководитель корпорации не допускает председателя профсоюза на заседания согласительной комиссии.
При этом представления прокуратуры об устранении нарушений игнорируются. Более того, делаются намеки на то, что коллективный договор, действие которого истекает в марте 2010 года не будет продлен. Таким образом, работники лишатся защиты, а профсоюз - прочных позиций на переговорах.
И все это при том, что позиция профсоюза, по словам С. Ковалева, предусматривает компромисс – отказ от индексации в 2009 году в обмен на подписание колдоговора на следующее трехлетие на прежних условиях. Однако, пришедшие к власти в госкорпорации бывшие военные летчики, видимо, намерены «разбомбить» непокорный профсоюз до основания.
Последствия, однако, могут оказаться весьма плачевными для самих горе-администраторов. Диспетчера ранее уже не раз отвечали на попытки ущемления их прав акциями протеста. Так в 2005 году массовая голодовка практически парализовала воздушное движение на половине территории страны. Власти тогда были вынуждены пойти на уступки.
Сейчас среди диспетчеров вновь зреют протестные настроения, которые профсоюз пока пытается удерживать под контролем» - было сказано на пресс-конференции. Но если конфликтная ситуация не будет урегулирована в обозримой перспективе, то повторение массовых акций вполне вероятно – предупреждают в профсоюзе.
Впрочем, даже если акции протеста не будет, весьма вероятно массовое увольнение диспетчеров по собственному желанию в знак несогласия с политикой работодателя по урезанию их прав и гарантий. Естественно, оставшиеся не смогут обеспечить необходимого уровня безопасности, а значит, от трагедий, подобных катастрофе над Боденским озером, никто не будет застрахован.
И вина в создании данной ситуации полностью лежит на руководстве госкорпорации по организации воздушного движения, в угоду сиюминутным коммерческим интересам подвергающих опасности жизни миллионов авиапассажиров, – уверены в профсоюзе.
|