|
|
|
Законопроект, упрощающий проведение забастовок, внесли в Государственную думу РФ депутаты фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев, Антон Беляков и Олег Шеин. В законопроекте закрепляется право на проведение забастовок для признания прав профессиональных союзов, поддержки законных требований других бастующих и критики социально-экономической политики органов государственной власти и органов местного самоуправления.
"В России по законодательству трудящиеся до сих пор не имели права проводить забастовки солидарности с протестующими на соседних предприятиях, предприятиях той же отрасли и т.д. Наш законопроект ликвидирует этот пробел, тем более что необходимость закрепления подобных форм протеста подтверждается мировым опытом и рекомендациями Международной организации труда", - отметил Беляков.
Авторы документы считают, что на время проведения забастовок их участникам должно быть гарантировано соблюдение всех прав, описанных в Трудовом кодексе. "Более того, следует обязать работодателя выплачивать зарплату во время проведения забастовок", - подчеркнул депутат.
По действующему законодательству, для выдвижения требований работодателю или начала забастовки нужно проводить либо общее собрание, на котором должны присутствовать более половины работников, либо конференцию, в которой должны принять участие делегаты от 2/3 работников. На крупных предприятиях, на которых число занятых может составлять более 100 тыс. человек, организовать такие мероприятия чрезвычайно сложно. "Поэтому забастовки так редко проводятся с соблюдением всех норм Трудового кодекса", - рассказал Беляков.
Парламентарии считают, что нужно ограничить норму представительства от трудового коллектива при проведении собраний и конференций половиной сотрудников, тогда значительно большее число забастовок будет проводиться легально. Кроме того, депутаты настаивают на изъятии из Трудового кодекса нормы о том, что организаторы забастовки обязаны объявлять о ее продолжительности. "Сейчас отсутствие такого решения является основанием для отказа в праве проведения забастовки. Но ведь это лишает подобные мероприятия всякого смысла" - отметил Беляков.
Также, полагают авторы законопроекта, следует обязать государственные органы освещать в СМИ результаты урегулирования коллективных трудовых споров. "Чем большее число забастовок будет проводиться легально, тем цивилизованней будут разрешаться конфликты между работодателями и наемными рабочими. А это выгодно и первым, и вторым", - резюмировал Беляков.
В кризисный 2009 год, по официальным данным Росстата, в России прошла всего лишь одна зарегистрированная забастовка, приводят данные депутаты. В то же время, по информации из независимых источников, таких как Центр социально-трудовых прав, в разгар кризиса в стране прошло более сотни забастовок, а в 2009 году их число увеличилось на 75% по сравнению с предыдущим годом. "Объясняется такая ситуация тем, что провести легальную забастовку по всем процедурам практически невозможно", - отметил Беляков.
вносен депутатами
Государственной Думы
А.В. Беляковым,
Н.В. Левичевым,
О.В. Шеиным
Проект № 502335-5
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статья 1
Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, № 30, ст. 3014, 2002, № 30, ст. 3033, 2003, № 27 (ч.1), ст. 2700, 2004, № 18, ст. 1690, 2004, № 35, ст. 3607, 2005, № 1 (ч. 1), ст. 27, 2005, № 19, ст. 1752, 2006, № 27, ст. 2878, 2006, № 52 (ч. 1), 5498, 2007, № 1 (ч. 1), ст. 34, 2007, №17, ст. 1930, 2007, №30, ст.3808, 2007, №41, ст. 4844, 2007, №43, ст.5084, 2007, №49, ст. 6070, 2008, №9, ст. 812, 2008, №30 (ч.1), ст. 3613) следующие изменения:
1) дополнить статью 398 часть 5 следующего содержания: «Проведение забастовок для признания прав профессиональных союзов, поддержки законных требований других бастующих и критики социально-экономической политики органов государственной власти и органов местного самоуправления не запрещается. Объявление указанных забастовок происходит на условиях и в порядке, установленным настоящим Кодексом, за исключением прохождения примирительных процедур. На время проведения забастовок на работников распространяются все гарантии, предусмотренные настоящим Кодексом»;
2) в части 3 статьи 399 слова «более половины» и слова «не менее двух третей» заменить словами «не менее половины»;
3)часть 4 статьи 407 дополнить пунктом 5 следующего содержания:«доводят до сведения средств массовой информации о результатах урегулирования коллективного трудового спора»;
4) в части 3 статьи 410 слова «не менее двух третей» заменить словами «не менее половины»;
5) в пункте 2 части 9 статьи 410 слова «ее предполагаемая продолжительность и» исключить;
6) в части 5 статьи 412 слова «в пятидневный срок» заменить на слова «в десятидневный срок»;
7) часть 4 статьи 414 дополнить абзацем следующего содержания: «В случае проведения забастовок для признания прав профессиональных союзов, поддержки законных требований других бастующих и критики социально-экономической политики органов государственной власти и органов местного самоуправления работодатель не освобождается от обязанности выплачивать заработную плату работникам на время проведения указанных забастовок».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
Наличие трудовых конфликтов - показатель того, что нарушено равновесие между интересами работников и работодателей. Уровень конфликтности является (при прочих равных условиях) показателем социальной напряженности на предприятии, в регионе, в обществе. Целые поколения россиян выросли на восприятии забастовки как стачки, разрушительного по своей природе феномена, стоящего в одном смысловом ряду с классовой борьбой. На фоне низкой гражданской активности населения и официальной политической картины, где нет места никаким проявлениям социального протеста, выступления рабочих выглядят чуть ли не диверсией. В то же время в рыночной экономике конфликты выполняют и положительные функции. Во-первых, они являются способом принудительного формирования более выгодных условий трудовых контрактов. Вторая, не менее важная функция конфликтов заключается в защите работников от нарушений трудового законодательства или трудовых соглашений. Чем больше забастовок будут носить законный характер, тем большее количество людей будет воспринимать это как обыденный способ борьбы за свои права и осознавать себя гражданами, которые объединяются, чтобы цивилизованно защищать свои права.
Предлагаемым законопроектом вносится ряд изменений в Трудовой кодекс, касающихся развития регулирования коллективных трудовых споров.
Во-первых, закрепляется возможность проведения забастовок для признания прав профессиональных союзов, поддержки законных требований других бастующих и критики социально-экономической политики органов государственной власти и органов местного самоуправления. Необходимость закрепления данных разновидностей забастовок подтверждается опытом зарубежных стран и рекомендациями МОТ. Видится, что указанные меры будут действенным шагом в развитии гражданского общества, в развитии чувства солидарности среди работников, повышению правовой культуры российского общества.
Устанавливается, что объявление указанных забастовок происходит на условиях и в порядке, установленным Трудовым Кодексом, за исключением прохождения примирительных процедур. Для большего обеспечения гарантированности прав работников, участвующих в данных забастовках, предусматривается обязанность их работодателя выплачивать заработную плату на время проведения забастовок. Считаем, что это стимулирует работников для защиты своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов других лиц.
Во-вторых, в настоящее время закон предусматривает, что собрание работников по инициированию выдвижения требований работодателю или принятию решения о начале забастовки считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Эти нормы затрудняют возможность выдвижения требований работников и объявления забастовки, делая их по сути невозможными. В данном случае стоит учитывать, что некоторые градообразующие предприятия насчитывают порядка 100 тысяч работников.
В-третьих, требует изменения положение статьи 410 Трудового кодекса таким образом, чтобы организации трудящихся не были обязаны объявлять о продолжительности забастовки. Сейчас отсутствие решения о продолжительности забастовки является возможным основанием признания забастовки незаконной.
В-четвертых, необходимо увеличить продолжительность срока согласования перечня минимума необходимых работ с 5 дней до 10 и возложить на уполномоченные государственные органы обязанность по освещению в средствах массовой информации результатов урегулирования коллективных трудовых споров.
По данным Росстата, за 2009 год в России состоялась только одна забастовка. По данным Центра социально-трудовых прав (ЦСТП) в 2009 году в стране прошло более сотни незарегистрированных стачек, что почти на 75% больше, чем в 2008 году.
Статистика показывает, что работники фактически не могут использовать закрепленное право на забастовку в силу сложности объявления данной процедуры разрешения коллективного трудового спора.
Использован материал: Regnum
|