Председателю Комитета
по рынку труда и кадровым стратегиям
Российского союза промышленников
и предпринимателей
М.Д.Прохорову
Уважаемый Михаил Дмитриевич!
В целях реализации намерений, провозглашённых Совместным заявлением о принципиальных подходах к реформированию трудового законодательства от 19. 07.2011г., направляю Вам наши предложения по внесению изменений в действующий Трудовой Кодекс Российской Федерации.
Предлагаю рассмотреть данные предложения на ближайшем заседании Совместной рабочей группы.
Генеральный секретарь
Союза профсоюзов России Е.А.Куликов
Приложение
Предложения Союза профсоюзов России
по совершенствованию законодательства РФ в части трудовых отношений, социального партнерства и прав профсоюзов.
Основной целью данных предложений является:
1) создание условий для реального социального партнерства на всех уровнях;
2) создание условий реального равенства сторон социального партнерства;
3) участие всех профсоюзов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
4) заключение коллективных договоров и соглашений, существенно и качественно отличающихся от положений Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ);
5) создание механизма государственной гарантии по защите работников, являющихся членами выборных профсоюзных органов, и не освобожденных от основной производственной деятельности;
6) создание условий реальной ответственности за нарушения трудового законодательства.
Предложения по внесению изменений в Трудовой Кодекс РФ:
1) Предоставить возможность профсоюзам самостоятельно определять своих представителей, участвующих в коллективных переговорах, в т.ч. на локальном уровне, т.е.:
-Внести изменения в нормы ТК РФ (статьи 29, 30 и 37), в части распространения права на ведение коллективных переговоров на локальном уровне для профсоюзов любого уровня. Т.е. исключить из статей 29, 30 и 37 ТК РФ понятие «первичные профсоюзные организации», заменив их на «Профсоюзы и их выборные органы»;
Т.к. зачастую у первичных профсоюзных организаций нет квалифицированных кадров, имеющих опыт и возможность проведения эффективных переговоров. Кроме этого, руководители первичных профсоюзных организаций подвергаются административному давлению со стороны работодателя и напрямую зависимы от него.
Реализация данных предложений требует изменения в нормы ТК РФ, заменив по тексту ТК РФ понятие «первичные профсоюзные организации» на «Соответствующие профсоюзы и их выборные органы» (ст.ст. 47, 48, 82, 180, 226, 228.1, 229, 229.2,230,230.1, 353, 372, 373, 374, 377, 399, 410, 412 ТК РФ).
Установить обязательность участия всех профсоюзов при ведении коллективных переговоров и заключении соответствующих отраслевых соглашений. Т.е. внести изменения в ст.37 ТК РФ, исключающие ведение переговоров и заключение отраслевого соглашения профсоюзом, объединяющим большинство членов профсоюза;
Исключить 50-ти процентный барьер численности членов профсоюзов, имеющих право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора. Предоставить право всем профсоюзам, действующим в организации, право на участие в коллективных переговорах, оставив норму пропорционального представительства от количества членов профсоюза.
Внести изменения в статью 31 ТК РФ, исключив возможность создания иного представительного органа работников, при наличии профсоюза на предприятии (в организации).
2) Изменить срок ведения коллективных переговоров до 6-ти месяцев (или исключить данный срок) и условия продления коллективного договора:
Внести соответствующие поправки в статьи 39,40 и 43 ТК РФ;
Т.к. на практике процесс заключения коллективных договоров может затягиваться более чем на 3 месяца. Работодатели предпринимают попытки оказания давления на представителей работников, отказываясь подписывать соглашения о компенсации расходов на участие работников в коллективных переговорах. Такое положение приводит к неравенству сторон переговоров.
Кроме этого, работодатель использует срок ограничения в переговорах в 3 месяца, затягивая переговоры по существенным положениям коллективного договора, и принуждая представителей работников подписывать коллективный договор фактически на условиях повторения Трудового кодекса РФ. Соответственно, переговоры сторон социального партнерства превращаются в профанацию.
-Внести изменения в статью 43 ТК РФ, изложив часть 1 указанной статьи в следующем виде:
«Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет. По истечении установленного срока, коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий».
Данная норма проверена в практическом применении Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Ее применение показало, что работники и их представители имеют реальные гарантии в трудовых отношениях в связи с непрерывностью действия коллективного договора. При этом следует учитывать, что «автоматическая пролонгация» коллективного договора, не препятствует сторонам социального партнерства при необходимости и в любое время выходить с инициативой об изменении условий коллективного договора.
3) Предоставить право профсоюзам на заключение профессиональных соглашений с работодателем (объединением работодателей). Внести понятие «Профессиональное соглашение»:
Внести соответствующие изменения в статьи 26 и 45 ТК РФ.
Указанная норма ранее существовала в ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях».
4) Внести изменения в статью 48 ТК РФ, предусмотрев право российского объединения работодателей на ведение коллективных переговоров и заключение отраслевых и профессиональных соглашений от имени работодателей, в случаях, когда отсутствует соответствующее объединение работодателей на данном уровне.
Уточнить порядок распространения условий отраслевых и профессиональных соглашений на работодателей, которые не принимали участие в коллективных переговорах или уклонились от участия в них.
Уточнить понятие отраслевых соглашений, применительно к видам экономической деятельности.
5) Упростить процедуру разрешения коллективных трудовых споров:
исключить нормы, устанавливающие необходимость выдвижения требований работниками, в случае окончания коллективных переговоров и подписания протокола разногласий. Для этого в статье 398 ТК РФ дополнить определение понятия «День начала коллективного трудового спора» фразой «день подписания протокола разногласий», а также внести соответствующие изменения в статью 400 ТК РФ.
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 374 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1
Статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) изложить в следующей редакции:
«Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы.
Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденных от основной работы, прямо или косвенно обусловленное их статусом или осуществлением профсоюзной деятельности, не допускается.
Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
До принятия решения о расторжении трудового договора с работником в случаях и по основаниям, указанным в части второй настоящей статьи, работодатель направляет в вышестоящий выборный профсоюзный орган проект приказа и копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Вышестоящий выборный профсоюзный орган на своем ближайшем заседании, но не позднее одного месяца со дня получения проекта приказа и копий документов, рассматривает запрос и направляет работодателю свой ответ в письменной форме. Если ответ не направлен в течение одного месяца, согласие на увольнение считается полученным.
В случае, если вышестоящий выборный профсоюзный орган выразил несогласие с решением работодателя об увольнении, каждая из сторон вправе инициировать дополнительные консультации, которые проводятся в течение семи рабочих дней с момента получения работодателем ответа вышестоящего выборного профсоюзного органа, либо с момента получения вышестоящим выборным профсоюзным органом соответствующего предложения работодателя.
Результаты консультаций оформляются протоколом. При не достижении сторонами согласия о проведении дополнительных консультаций, либо при не достижении общего согласия по увольнению работника, работодатель вправе обжаловать отказ вышестоящего выборного профсоюзного органа в суд. Законность и обоснованность предполагаемого увольнения работника, включая отсутствие прямой или косвенной обусловленности увольнения статусом работника или осуществлением профсоюзной деятельности, подлежит доказыванию работодателем.
Работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником не позднее одного месяца со дня получения согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа, либо со дня вступления решения суда в законную силу.
При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение работников, указанных в части второй настоящей статьи, производится с соблюдением общего порядка, установленного статьей 373 настоящего Кодекса.
Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
|