Работники петербургских предприятий активизируют борьбу за свои права. Недовольство условиями труда высказывают сотрудники автозавода GM, представители коллектива, обслуживающего аэропорт Пулково. Члены независимых профсоюзов и руководство ФНПР признают, что в последнее время договариваться с работодателями становится все труднее. Однако исходя из ситуации на рынке труда договариваться все же придется, отмечают эксперты.
В последнее время трудовые споры сместились из плоскости требования повышения заработной платы в сторону улучшения условий труда. Во всяком случае член профсоюза «Джи Эм Авто» Роман Косенков не испытывал недовольства руководством предприятия, когда говорил о том, что средняя зарплата по заводу сегодня составляет от 27 тыс. до 30 тыс. руб.
Рабочие предъявляют к топ-менеджменту претензии совсем иного свойства. По словам руководителя организационного отдела межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) Игоря Станкевича, руководство завода решило увеличить производство, но не хочет для этого нанимать новых сотрудников. «Рабочие с ужасом думают, как они будут теми же силами производить в два раза больше автомобилей», — говорит активист и добавляет, что «автопром производит не только автомобили, но и инвалидов». Члены заводского профсоюза говорят, что на петербургском заводе GM очень много ручного труда и после смены на конвейере в 8,5 часа «человек буквально не чувствует рук». Что будет происходить с людьми, которых заставят работать 10 часов подряд, вообще непонятно. «Мы предлагали генеральному директору альтернативную схему — ввести работу в трехсменном режиме, но наше мнение проигнорировали», — пояснил Роман Косенков.
Государственная трудовая инспекция не видит никаких препятствий для введения 10-часового рабочего дня. «Санкции в отношении работодателя последуют, в случае если коллектив заставят работать больше 40 часов в неделю», — отметила начальник отдела по правовому направлению трудовой инспекции Ольга Лицукова.
Сложная ситуация, по данным г-на Станкевича, сложилась и на заводе компании Nokian Tyres во Всеволожске, где из-за невысокой зарплаты рабочим приходится много работать сверхурочно, а договориться об условиях приемлемого коллективного договора с руководством предприятия не удается.
Недовольство условиями труда высказывают и представители коллектива, обслуживающего аэропорт Пулково. Заместитель председателя независимого профсоюза наземных служб аэропорта (объединяет 800 работников — 17% коллектива) Владимир Макаров охарактеризовал ее как критическую. «Я работаю спасателем, и наше помещение находится в 30 м от взлетной полосы, у нас постоянный шум, вибрация и запах выхлопных газов, но у меня сняли вредность», — говорит он. Та же история с сотрудниками службы досмотра. «В связи с увеличением пассажиропотока нагрузка на них в большинстве своем выросла, люди стоят у рентген-аппаратов по 12 часов, комиссия по аттестации рабочих мест всего этого не видела», — отмечает активист.
Работодатель в данном случае по традиции сотрудничать с независимым профсоюзом отказывается, а профсоюз, входящий в ФНПР, не видит ничего страшного в сложившихся условиях труда. «Ситуация может выйти из-под контроля, поэтому 3 октября будет митинг под окнами администрации. Это начало солидарных действий, так как на него придут представители многих независимых профсоюзов города», — говорит г-н Станкевич.
Непростая ситуация сложилась и на объединении «Полиграф». По словам профсоюзного активиста предприятия Петра Принева, там тоже может начаться акция протеста работников, недовольных условиями труда.
Проблемы, возникшие в отношениях между работниками и руководством компаний, признает и руководитель петербургского отделения ФНПР Владимир Дербин. По его словам, сейчас обсуждение каждого коллективного договора идет с трудностями. «Там, где удается заключить нормальный коллективный договор, этого не происходит, а где он отсутствует, там перегрузки очень сильные, вплоть до обморочного состояния», — отмечает г-н Дербин.
В последнее время ситуация на рынке труда сильно изменилась — вакансий сейчас в разы больше, чем в кризис, говорит директор по продажам HeadHunter СПб Ольга Анохина. «Мы превысили докризисный уровень соотношения количества вакансий к количествам резюме. По некоторым отраслям мы уже выходим в минус по количеству резюме», — отмечает она. По ее словам, предложений на рынке достаточно и в этой ситуации работодатель будет вынужден не разбрасываться персоналом, а думать о том, как его удержать и развивать. Автор: Ковальченко Сергей
|