18 февраля в Санкт-Петербурге состоялась конференция «Профсоюзы как центр притяжения социальной активности. Итоги 2011 года», организованная Конфедерацией труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области (КТ СПБ и ЛО) и «Петербургской Эгидой». В мероприятии приняли участие представители «Новопрофа», МПРА, Российского профсоюза докеров (РПД), Межрегионального профсоюза железнодорожников (МПЖ), профсоюза наземных служб аэропорта «Пулково», профсоюза летного состава, профсоюза бортпроводников, профсоюза летного состава и других организаций.
В своем вступительном слове координатор гендерной политике Конфедерации труда России (КТР), лидер «Петербургской Эгиды» Рима Шарифуллина отметила, что цель конференции – это консолидация петербургских профсоюзов, выработка стратегии совместных действий в условиях ухудшающейся ситуации с социально-трудовыми правами граждан.
После Римы выступал руководитель организационного отдела МПРА Игорь Станкевич с докладом о деятельности «Петербургской Эгиды». Главным направлением деятельности организации в 2011 году оставалось юридическое сопровождение профсоюзной работы. Было проведено 779 консультаций и 58 судебных дел. «Петербургской Эгиде» удалось создать несколько судебных прецедентов, которые должны облегчить защиту прав рабочих.
Другим направлением деятельности организации стал социальный органайзинг. С помощью «Петербургской Эгиды» в 2011 году было создано движение «Голос женщины», которое провело в прошлом году ряд уличных акций в защиту прав женщин. Также был разработан проект закона о гендерном равенстве.
Кроме того, при содействии шведского Фонда Улофа Пальме был создан Межпрофсоюзный обучающий центр, презентацию которого в рамках конференции чуть позже представила юрист Людмила Волга.
После Станкевича с докладом «Существует ли сегодня рабочий вопрос?» выступил эксперт московского Центра социально-трудовых прав (ЦСТП) Петр Бизюков.
По его мнению, из-за того, что традиционные профсоюзы поддерживают кандидата от партии власти и осуждают массовые протестные митинги, может складываться мнение о рабочих как об опоре режима. Такое представление поддерживает либеральные стереотипы о наемных работниках как о пассивной массе, сторонниках патернализма, «анчоусах» (по выражению публициста Юлии Латыниной). Однако наемные работники сейчас – это 70 миллионов граждан России, практически половина ее населения. Бизюков подчеркнул, что не предприниматели, а именно наемные работники являются двигателями экономического процесса.
Стереотипы о рабочих как об апатичной консервативной массе возникают из-за того, что настоящие рабочие организации не представлены в публичной сфере. Люди видят только традиционные профсоюзы, которые кажутся им бессмысленной бюрократической структурой. Настоящие рабочие профсоюзы пока неизвестны, а если известны, то зачастую им придают репутацию экстремистских организаций. Поэтому Бизюков приходит к выводу о необходимости широкого обсуждения в обществе положения рабочих и профсоюзов. Остро нужны дискуссии о нарушении прав профсоюзов, о репрессиях против их активистов.
Сами профсоюзы осознают эту проблему, поэтому трудовые протесты зачастую своей целью имеют установление коммуникации с обществом.
В завершении доклада Бизюков отметил, что профсоюзы должны выступить с собственной оригинальной платформой, с манифестом ценностей современного рабочего движения.
Вслед за Петром Бизюковым выступала юрист Надежда Каримова, которая рассказала об ухудшении трудового законодательства в 2011 году. Прежде всего она выделила изменения в порядке проведения забастовки. Могло показаться, что поправки в трудовой кодекс облегчают организацию забастовок. Но по мнению Каримовой, в соответствии с новым законодательством у рабочих осталось еще меньше возможностей бастовать. Кроме того, было полностью отменено такое понятие, как профессиональное заболевание, что делает работников менее защищенными.
После этого некоторые активисты рассказывали об актуальном положении дел в их организациях. Игорь Станкевич говорил об МПРА. Он отметил общий рост численности профсоюза за счет активной органайзинговой работы. Несмотря на некоторые неудачи (например, на заводе «Йура Корпорейшн»), Станкевич делает оптимистические прогнозы, говоря, что увеличение числа предприятий в Ленинградской области открывают перед МПРА дополнительные перспективы.
Зампредседателя профсоюза работников наземных служб Владимир Макаров рассказал о своей организации, которая образовалась в апреле 2010 года и пребывала вначале на полулегальном положении. К октябрю 2011 года численность профсоюза достигла 800 человек. В данный момент в профсоюзе состоит 740 членов. Снижение численности связано с активным давлением работодателя, но в последнее время он согласен идти на переговоры с работниками.
Председатель профсоюза завода «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» Евгений Павловский выступил с самокритикой и признал, что его организация не в состоянии возглавить протесты, возникающие на предприятии.
Председатель «Новопрофа» Леонид Родин отметил, что устав его профсоюза позволяет включать в него любые первичные организации вне зависимости от профессиональной принадлежности. Уставы других профсоюзов не предоставляют такой возможности.
Резюмируя, Родин заметил, что основные проблемы профсоюзов – это давление администрации, страх, пассивность и неграмотность работников.
Участники конференции также обсудили итоги парламентских выборов. Петр Принев, один из лидеров «Новопрофа», анализируя успешную избирательную кампанию лидера МПРА Алексея Этманова, признал, что немногие люди понимают важность профсоюзов. Принев подчеркнул, что профсоюзам необходимо формировать собственный политический курс, свою идеологию.
После него выступала депутат петербургского ЗакСа Ирина Комолова, которая признала, что далеко не все депутаты разбираются в трудовых отношениях, и призвала профсоюзников правильно использовать депутатский ресурс.
Затем начиналась свободная дискуссия, участники которой отмечали важность консолидации профсоюзов и необходимость выработки идеологии самостоятельного рабочего движения.
Конференция завершилась тренингом по конфликтологии, который провел социолог и конфликтолог Олег Келасьев, и обсуждением профсоюзной этики.
|