1-2 ноября в Петербурге состоялся совместный семинар Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) и крупнейшего немецкого профсоюза IG-Metall. Коллеги из Германии и России обсудили взаимодействие профсоюзов и производственных советов, которые существуют во многих транснациональных компаниях, а также обменялись опытом профсоюзной работы на «Фольксвагене».
В семинаре участвовали активисты крупнейших первичек МПРА – «Форд» (Всеволожск) и «Фольксваген» (Калуга), а с германской стороны: председатель профсоюза IG-Metall - Вольфсбург Хартвиг Эрб, представитель отдела информации IG-Metall – Вольфсбург Йоахим Фарманн и Флавио Бенитес, международный политический секретарь Internationales/Europa, команда VW.
Актуальность прошедшей встречи связана, прежде всего, с возможными новациями в российском законодательстве. В президентском указе от 7 мая, неожиданно для профсоюзной общественности, появилось поручение: “в целях расширения участия работников в управлении организациями” - “подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов”. Данная новация является прямым заимствованием из законодательства ФРГ, где производственные советы, выбираемые работниками путем тайного голосования, являются не столько конкурентами профсоюзов, сколько дополнением к ним. В компетенции советов - преимущественно бытовые вопросы жизни предприятия, например, график работы, спецодежда, дисциплина, охрана труда, в то время как профсоюзы (не ограниченные, как в России, рамками первичных организаций) решают более глобальные проблемы, такие как заключение отраслевых соглашений. В настоящее время производственные советы представляют около 50% немецких трудящихся.
Казалось бы, можно лишь приветствовать заимствование столь прогрессивного учреждения. Однако российское профсоюзное сообщество встретило данную инициативу весьма неоднозначно. Скептические голоса преобладали и на семинаре в Петербурге. Дело в том, что если на заводе «Фольксваген» в Вольфсбурге в профсоюзе состоит 90% рабочих, то и производственный совет находится под влиянием IG-Metall, а не работодателя. В России же сильные, по-настоящему независимые от работодателя профсоюзы можно буквально пересчитать по пальцам. А значит, производственные советы легко могут стать аналогом «желтых» профструктур на службе администрации и средством давления на настоящие профсоюзы.
Тем не менее, немецкий опыт производственного самоуправления и организационной работы профсоюзов является очень ценным, особенно для таких сильных профорганизаций, как «Форд» и «Фольксваген». Можно лишь позавидовать порядку и дисциплине, а также гибкой и демократичной структуре, которые есть у коллег из Вольфсбурга. «Нам достаточно одного часа, чтобы остановить завод», - заметил Хартвиг Эрб в ходе дискуссии. Будем стремиться, чтобы в будущем тем же могли похвастаться и активисты МПРА.
|