|
|
|
Судовладельцы пугают моряков, а те – друг друга так называемым «черным списком». В международной терминологии практика составления списков неблагонадежных, смутьянов, да и просто тех, кто по какой-то причине не нравится, именуется «блэклистингом» и традиционно запрещена.
Запрещена по причинам юридическим: согласно требованиям соответствующих конвенций МОТ (Международная организация труда), в частности, Международной конвенции о труде (MLC-2006), где прямо сказано, что по завершении рейса судовладелец лишь подтверждает трудовой стаж моряка в соответствующей должности и больше ничего. Никаких ремарок насчет моральных, этических или нордических качеств, моряк просто получает железную справку, не допускающую двусмысленных, произвольных толкований и обвинений в клевете. То есть, «черный список» запрещается еще и по причинам морально-этическим.
И самое главное – практика «блэклистинга» абсолютно запрещена по правилам МФТ. «Абсолютно» значит, что крюинг или судовладелец, попавшиеся на ведении «черного списка», автоматически попадают в ITF Blacklist.
Но это была присказка. А вот сама сказка из газеты «Phillipine Daily Inquirer».
Рудольфо был простым филлипинским моряком. Работая на сухогрузе «Aquila Victory» под багамским флагом (IMO 9238325, сейчас «Victory», флаг Антигуа и Барбуда), он пожаловался на двойную бухгалтерию и, заполнив бумаги, потребовал невыплаченную зарплату. И тут же угодил в «черный список». С 90-го года в каких-то его документах появилась отметка: «активист МФТ» (ITF activist). Несколько лет он был безработным, хотя обращался более чем в 60 крюинговых агентств.
История с Рудольфо и десятком других филиппинцев, «качнувших» свои права в начале 2000-х годов и образцово-показательно наказанных, вызвала широчайший резонанс. По улицам Манилы прошла манифестация инспектората МФТ, участников соответствующего семинара, тоже образцово-показательно устроенного. Кстати многое из того, что делали профсоюзы МФТ тогда с судоходными компаниями и крюингами, осталось за кадром. А вот другой пример.
История приключилась с Диипаком Дивекаром на борту контейнеровоза «IBN Abdoun» (IMO 9232761, немецкий флаг второго регистра), который не пожелал пить воду, закупленную капитаном как питьевую. Тогда весь экипаж слег с болью в животе. Диипак пожаловался судовому оператору. Однако реакции не последовало и в оказании медпомощи ему отказали. Поэтому моряку пришлось списываться, то есть разорвать контракт по своей инициативе. И долго добиваться компенсации от судовладельца – «United Arab Shipping Company» – с помощью немецкого профсоюза Ver.di.
В конце концов, он сумел отсудить полтора миллиона рупий (около 700 тыс. руб.). Но зато не смог найти работу: у крюингов и судоходных компаний он значился как «trouble maker» – это стандартная формулировка из «блэклиста», все еще имеющего хождение в некоторых судоходных компаниях.
Быть занесенным в такой список – все равно, что быть заклейменным «алой буквой А» перед судоходными компаниями и крюингами: ты плаваешь в море безработицы и неуверенности в будущем.
На любом морском форуме можно найти регулярно обновляемую тему «черный список» с жалобами моряков на трудности с поиском работы после списания с судна по состоянию здоровья, в результате травмы, за отказ экипажа отправляться в Сомали или за обращение в МФТ по каким-либо причинам.
Практика «блэклистинга» трудно доказуема и зачастую используется в качестве психологического оружия. Мол, «внесем тебя, горлопана, в какой-нибудь интернет, и будешь там висеть всем на потеху». И часто выясняется, что никто никого никуда не вносил, управление слухами – тоже оружие.
Тем не менее, в системе МФТ имеется целая база таких «записей». Из них следует, что некоторые реестры не исчерпываются лишь именем-фамилией, а дополняются фотографией и другой личной информацией. Кстати такая практика запрещена даже федеральным законодательством РФ («Закон о защите персональных данных»).
Поэтому, повторяем, МФТ ведет свой список нарушителей Конвенции MLC – реестр нечистых крюингов и компаний-операторов свободно распространяется инспекторами МФТ, регулярно обновляется на специализированных сайтах и находится в открытом доступе.
Вместе с тем, никакого произвола, клеветы и прочего. Судовладелец или крюинг попадает в список лишь по причине доказанных и подтвержденных фактов: систематическая невыплата зарплаты, двойная бухгалтерия, наплевательское отношение к нормам труда, отдыха и профсоюзного представительства. Но ведение «черного списка» моряков – повод №1.
|