|
|
|
За последние 20 лет в России погибло и продолжает умирать множество нужных народу промышленных предприятий. Не обошла эта беда и подмосковные Мытищи. В городе, по сути, осталось единственное относительно крупное предприятие — ОАО «Метровагонмаш», которое образовалось на базе Мытищинского вагоностроительного завода, основанного ещё в конце XIX века. Здесь был выпущен первый вагон Московского метро. В течение десятилетий совершенствовалось производство, выращены высококвалифицированные кадры.
В советское время конструкторами завода постоянно разрабатывалась, внедрялась в серийное производство новая, более современная техника, в том числе и вагоны метро. О высоте технического уровня и культуры производства на Мытищинском машиностроительном заводе в советское время можно судить по стареньким вагонам, которые и по сей день верно служат пассажирам метро. Входишь в такой вагон, видишь на его стене знакомую мытищинскую эмблему и надпись «Сделано в СССР», и мысленно благодаришь тех, кто его создал.
А вот новых вагонов в Московском метро всё меньше. Как долго еще прослужат старенькие советские вагоны? С кого спросим за очередную аварию в метро? Со стареньких вагонов, давно отслуживших свой срок? С наркома Когановича? Сколько можно жить критикой советских времён, не пора ли задуматься над тем, что конструктор электровоза никогда не критикует создателя паровоза, якобы, за техническую отсталость. Или уже пора спросить с тех, кто стрижёт огромные прибыли, увеличивает регулярно стоимость проезда и не занимается обновлением парка составов?
С осени 2013 года работники ОАО «Метровагонмаш» живут в постоянной тревоге — нет заказов, у работников простой по вине работодателя. Администрация решила выйти из положения простейшим путём — под видом реорганизации проводит, по сути, сворачивание производства и сокращение кадров. Совсем неудивительно, что «реорганизация» началась с ликвидации цеха № 117, потому что в нем работают те, кто составляет костяк рабочего профсоюза «Защита», который давно вступил в борьбу и за качество продукции, и за уважение к работникам, а значит — за сохранение производства.
Сразу активные члены профсоюза попали под сокращение — может ли это быть случайным? Конечно, нет. Создаётся новый цех № 417 с весьма неопределенными функциями и перспективами. В этот цех переводят тех работников цеха № 117, к которым у начальства нет вопросов. Как раз в это реорганизационное время на завод прибыл генеральный директор ЗАО «Трансмашхолдинг» Андрей Андреев и в одночасье уволил директора по производству, который накануне, 24 января, в заводской газете «Машиностроитель» заверял, что завод будет работать, будет жить. Люди сразу насторожились — может, хозяевам и не надо российских вагонов?
В связи с «оптимизацией штатной структуры и численности персонала» уже начались увольнения. Как мы уже сказали, в первую очередь решили расправиться с занозой для администрации — с первичной профсоюзной организацией (ППО) «Защита», которую администрация не желает признавать уже в течение двух лет. Вместе с прокуратурой и инспекцией по труду «чихает» на Трудовой кодекс России и Федеральный закон «О профсоюзах».
Председателю профкома ППО «Защита» ОАО «Метровагонмаш» Вячеславу Бабочкину в отделе кадров завода при выдаче уведомления о сокращении было прямо сказано: «Ваша «Защита» научила администрацию лучше читать законы, и Вы будете уволены в полном соответствии с Трудовым кодексом». Но «читать» — это ещё не значит «выполнять». Председателя профкома администрация не может уволить без предварительного согласования с профсоюзом, о чем говорит Трудовой кодекс. Не может быть уволен, в соответствии с законом «О профсоюзах», и уполномоченный профсоюза по охране труда. О том, что Вячеслав Бабочкин является председателем профкома и уполномоченным профсоюза по охране труда, работодатель был своевременно и давно извещён официально в письменной форме.
Сегодня многие работники ОАО «Метровагонмаш» в растерянности: что будет дальше? А что может быть дальше, если ликвидируют цеха, из которых цех № 117 лишь первый, если увольняют инженеров-технологов и рабочих с высокими разрядами, а в новый цех переводят рабочих с первым и вторым разрядами? Что будут производить в новом цехе? За счёт чего повысится качество?
Недавно в Мытищи на вертолёте прилетал губернатор Московской области единоросс Андрей Воробьёв. Он дал интервью местной газете, в котором сообщил, что Мытищи — очень удобная транспортная развязка и интересный объект логистики (то есть, надо понимать, удобен под склады и перевалку грузов). Похоже, что развитие своего российского современного промышленного производства не интересует ни заводскую, ни государственную администрацию.
А тех, кто работает на производстве «Метровагонмаша», тех, кто живёт только на свою зарплату, не имеет процентов и дивидендов и не приворовывает из бюджета, этот вопрос тоже не интересует? Тех, кто думает о будущем своих детей, и стоит хоть как-то на гражданских, а не шкурных позициях — не волнует? Специально для тех, кого вопрос волнует, написана статья 74 Трудового кодекса РФ: работодатель может вместо массовых увольнений и сокращений ввести на срок до шести месяцев режим неполного рабочего дня или неполной рабочей недели до улучшения положения дел на предприятии. Так, например, поступила администрация ОАО «РЖД» осенью 2013 года.
Когда Вячеслав Бабочкин с боем добивался выдачи положенных ему по закону копий приказов о простое и о сокращении, он так и говорил директору по кадрам и другим работникам администрации: «Вы — соучастники преступления, вы участвуете в развале нужного стране производства!»
Председатель профсоюза слесарь Вячеслав Бабочкин и весь профсоюз «Защита» ОАО «Метровагонмаш» всегда горой стоят за высокотехнологичное и современное производство, как бы трудно не приходилось. Основная же масса заводчан и жителей Мытищ пока помалкивают, не задумываясь о том, что молчание — это тоже соучастие в развале завода и страны, то есть соучастие в преступлении. А можно сказать и так: самоубийство.
|