|
|
|
Администрация склада автокомплектующих «Автологистика» решила провозгласить на предприятии «советскую власть». Что заставило подмосковных капиталистов пойти на столь неординарный шаг?
На самом деле создание советов трудовых коллективов (СТК) является довольно типичной тактикой работодателей, борющихся с независимыми профсоюзами. Работникам предлагают выбрать своих представителей в орган, созданный, якобы, для того, чтобы решать производственные проблемы, рассматривать жалобы, следить за условиями труда, контактировать с дирекцией. При этом начальники нашептывают рабочим, особенно тем, кто пришел на предприятие недавно: «Зачем вам профсоюз? Зачем платить членские взносы и кормить каких-то нахлебников? Ведь СТК – это то же самое, что профсоюз, и совершенно бесплатно». Именно так и поступают менеджеры «Автологистики».
В действительности за красивой аббревиатурой СТК (тут тебе и совет, и труд, и коллектив) скрывается структура, не имеющая ни малейшего отношения к защите интересов работников. От профсоюза СТК отличается, во-первых, тем, что в Совет входят не только рабочие, но и начальники во главе с генеральным директором, которые полностью контролируют его работу. Может ли при таких условиях СТК принимать невыгодные работодателю решения, например, бороться за повышение зарплаты, против сокращений и т.д.? Во-вторых, в отличие от профсоюзов, полномочия и права которых четко прописаны в трудовом законодательстве, СТК практически не обладает реальными инструментами, чтобы отстаивать интересы работников. В частности, СТК не может объявлять забастовку, что является мощным оружием в руках профсоюза. В-третьих, поскольку СТК не собирает взносов, у него нет финансовой самостоятельности. В профсоюзе сами рабочие решают, на что потратить собранные средства. Средства совета – это средства работодателя. Поэтому, когда вам говорят, что СТК это «бесплатно», просто напомните тому, кто это говорит, про бесплатный сыр.
Работодателю СТК выгоден как дополнительный инструмент контроля над работниками и «бумажный» орган, с которым можно заключать коллективный договор. Вот только нужен ли нам колдоговор, подписанный работодателем после «напряженных переговоров» с самим собой?
Руководство «Автологистики» вынашивает планы по переводу работников на полностью сдельную оплату труда. Это приведет к тому, что сотрудники будут вынуждены трудиться на износ, с угрозой для безопасности, и перестанут получать рассчитываемые от оклада доплаты (например, за работу в праздничные дни). К тому же ходят слухи о скорой смене компанией юридического лица, что также может привести к ухудшению положения работников. Зная эти обстоятельства, становится ясно, зачем администрации понадобился противовес профсоюзу в виде СТК. Так что советуем коллективу склада поменьше слушать своих начальников и побольше думать собственной головой.
|