|
|
|
Конфедерация труда России обратилась в Генеральную прокуратуру c просьбой расследовать несчастные случаи во время съемочного процесса. В письме на имя генерального прокурора Юрия Чайки указывается, что за последние годы участились случаи травм и гибели каскадеров и актеров во время работы. По словам авторов обращения, работники кино рискуют своей жизнью, не имея страховки, а после травм им не выплачиваются денежные компенсации.
Представители профсоюзной организации предлагают разработать правила по обеспечению безопасности и охраны труда на съемках. «Настоятельная необходимость разработки [правил] диктуется целым рядом опасных и вредных условий труда на съемочных площадках, среди которых, к примеру, такие как: съемки с применением трюковых номеров, пиротехнических средств и оружия, съемки под водой, на воде и на высоте», - пишут авторы обращения.
— У работников киноиндустрии должны быть нормальные трудовые отношения. Такие же, как у всех, - считает эксперт Конфедерации труда Валерий Нефедов. - Сейчас у работников кино нет ни гарантий, ни соцпакетов. Продюсерам невыгодно наличие официальных трудовых отношений, потому что это стоит больших денег.
Организация попросила Юрия Чайку организовать расследования с привлечением органов Роструда России обстоятельств двух последних несчастных случаев на съемках.
В июне 2014 года актер Сергей Гусинский попал под машину во время съемок сериала «Дело Батагами», получив переломы обеих ног и тяжелейшую травму головы. Ему были вынуждены удалить часть черепа. Телеканал LifeNews ранее сообщал, что пострадавший планирует отсудить у киностудии 1 млн рублей. В марте 2015 года пиротехник Петр Горбачев получил серьезные ожоги во время съемок картины, коллеги собирали ему деньги на лечение в соцсетях. Конфедерация труда России просит Генпрокуратуру дать этим случаям юридическую оценку.
Кроме того, авторы письма просят рассмотреть правомерность уклонения Минкультуры России от выполнения полномочий по разработке законопроектов, гарантирующих безопасность на съемочных площадках.
К обращению Конфедерации труда присоединился президент Гильдии каскадеров Александр Иншаков. Он выступает за повышение выплат пострадавшим каскадерам.
— Все, кто работает в гильдии, должны быть застрахованы и к работе без страховки не должны допускаться. Как и в спорте, травмы бывают часто - сотрясения, сломанные руки, ноги, - но, как правило, без непоправимых последствий. Тяжелые случаи, к сожалению, тоже есть, но крайне редко. Действительно, существует проблема выплат - бывает так, что страховка не покрывает всей реабилитации каскадера, - отметил Иншаков.
Член правления гильдии, координатор и постановщик трюков Владимир Карпович утверждает, что не все страховые компания готовы брать на себя риски.
— Все каскадеры обязаны страховаться. Другое дело, что многие страховые компании отказываются - он же каскадер, значит, каждый день по новой травме! На системном уровне эта проблема никак не решается - в этом мы очень отстаем от всего мира, - считает он.
Корнем всей проблемы Карпович называет пренебрежительное отношение со стороны продюсеров к профессии каскадера.
— Многие ищут, как бы сэкономить на нашей работе. Кроме того, сейчас появляется много поклонников экстремальных видов спорта - паркура, треккинга и других, которые считают себя каскадерами без должных на то оснований, - отметил Карпович.
Генеральный директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин уверен, что все профессиональные продюсеры страны страхуют свою съемочную группу.
— Мы обязательно страхуем всех своих сотрудников - кроме каскадеров существуют до 30 киноспециальностей, так или иначе связанных с риском для жизни. Несмотря на то что в России снимается много картин, насыщенных трюками и взрывами (ни один военный фильм не обходится без пиротехники), я не слышал от коллег о проблемах с выплатами каскадерам. Да, бывают несчастные случаи, но значительно реже, чем на стройках, и все социальные выплаты выплачиваются в полной мере, - отметил гендиректор «Ленфильма».
В декабре 2014 года Конфедерация труда России (КТР) и Межрегиональный профсоюз работников киноиндустрии и телерадиовещания (МПС РКТР) обвинили Минкультуры в отказе защищать интересы актеров. Профсоюзы были возмущены тем, что министерство фактически свернуло рабочую группу, призванную урегулировать отношения работников съемочных групп и продюсеров из-за отказа продюсеров нормировать труд в отрасли. На рабочей группе профсоюзы предлагали утвердить правила по охране труда при производстве кино- и телефильмов, а также обязать продюсеров оформлять участников съемок не по договорам подряда, как это принято сейчас, а по Трудовому кодексу.
|