«Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи».
Всеобщая Декларация Прав Человека
«Мы уверенно подтверждаем, что многолетней политикой нашей компании является уважение прав наших работников на организацию и ведение коллективных переговоров относительно условий труда, включая уровень заработной платы».
Франс Ван дер Минн, директор группы компаний
Heineken по человеческим ресурсам, в письме
в адрес IUF 26 апреля 2007 г., Амстердам
«Переговоры – обсуждение чего-либо, с целью выяснения позиций сторон, или заключения соглашения».
Современный толковый словарь русского языка
под ред. Ефремовой Т.Ф.
На пивоварне Heineken в Санкт-Петербурге ситуация обостряется. С 13 апреля, уже больше двух недель, рабочие проводят «итальянскую забастовку» с требованием повышения зарплаты, введения компенсаций за работу во вредных условиях, системы премирования за превышение норм работы, а также вообще временного нормирования, в частности для погрузочных работ. За время конфликта заметно снизились объемы разгрузки-погрузки, несмотря на то, что администрация использует штрейкбрехеров, которым платят существенно больше, чем обычно платят своим же сотрудникам, а также посадила на электропогрузчики менеджеров среднего звена.
Действия и позиция администрации вызвали волну солидарности с участниками акции. О своей поддержке объявили Координационный совет профсоюзов Heineken-Россия, Профсоюз работников АПК, Независимый профсоюз горняков, Федерация независимых профсоюзов России, Всероссийская конфедерация труда, и многие другие. Сотни писем поддержки написаны рабочими других фабрик и заводов. Огромное количество людей внимательно наблюдает за этим конфликтом.
Казалось бы, ситуация обычная – профсоюзы выдвигают требования, значит начинаются переговоры с администрацией, они обычно приводят к взаимовыгодному компромиссному варианту. Соучастие работников в вопросах распределения прибылей повышает степень трудовой мотивации, что идет на пользу компании. Так происходит в подавляющем большинстве стран, где работает компания Heineken. Бывает и так, что переговоры заходят в тупик, но лишь тогда и начинаются протесты и коллективные действия. Отличие российской ситуации в том, что здесь конфликт принял открытую форму до начала переговоров. Почему профсоюзы пивоварни Heineken решились использовать такую жесткую меру всего лишь через 5 дней после выдвижения своих требований?
Причина проста – рабочим надоели разговоры с менеджерами, которые не заканчиваются ничем, кроме обещаний о возможной односторонней индексации зарплаты в рамках официального, заниженного коэффициента инфляции. Надоели также и заявления руководства Heineken Россия о том, что администрация не будет вести переговоров о зарплате.
Анна Мелешина, менеджер по связям с общественностью Heineken Россия, заявляет что в мае на предприятии проходят «ежегодные повышения зарплат, инициированные руководством компании… Время от времени они (работники предприятия) направляют руководству свои требования, что является стандартным рабочим моментом. У руководства, в свою очередь, по закону есть месяц для ответа». Иными словами – мы готовы выслушать ваши просьбы, а потом решим, что мы вам даем.
В этом реальная суть конфликта – отказ от переговоров о главном в трудовых отношениях, т.е. о балансе соотношения двух сторон трудового договора – объема выполняемых работ и полученной за это реальной заработной платы. Хотя право на переговоры закреплено и в международном, и в российском законодательстве, менеджеры пытаются его сузить до рамок «путевки, пособия, матпомощь, в лучшем случае – охрана труда». Руководство Heineken Россия просто не хочет договариваться со своими работниками о балансе между интенсивностью нагрузки и заработной платы.
При нормальном переговорном процессе, повышать зарплаты в одностороннем порядке во время переговоров считается плохим поведением. Именно так намерено поступить руководство Heineken Россия - затянуть ответ профсоюзам на месяц, а первого мая проиндексировать зарплату, причем, заранее не объяснив своего предложения. Понятно, что профсоюзы это не устраивает. «Мы ожидаем серьезного встречного предложения, и переговоров, которые должны завершиться достижением реальных договоренностей между сторонами», дружно заявляют А.Велеулов и В. Соколов, лидеры профсоюзных организаций предприятия.
Интересно, что в этом конфликте руководства по персоналу, то есть, той службы, которая должна наладить трудовые отношения на предприятии, фактически не видно. Heineken Россия рассматривает это не как вопрос конструктивных взаимоотношений со своими работниками и их представителями, а как вопрос пиара.
В конце концов, эта позиция – отказ от существенных переговоров (и предоставления условий для этого), которая была сформулирована много раз, привела к текущему острому конфликту – первому в современной истории на принадлежащем ТНК предприятии пищевого сектора в России. Ответственность за этот конфликт полностью лежит на администрации Heineken Россия. Рабочие просто настаивают на своем праве быть полноценными партнерами в трудовых отношениях.
Такая позиция руководителей существует не только на Heineken Россия, но и на многих других предприятиях, что является причиной роста количества и остроты трудовых конфликтов. Рабочие готовы к переговорам, но они больше не готовы мириться с односторонними, жалкими подачками. Профсоюзы готовы строить взаимоотношения с работодателями в рамках реального социального диалога, включающего в себя переговоры о зарплате. Но до тех пор, пока работодатели будут от него отказываться, рабочим не остается ничего другого как отстаивать свои требования, следуя примеру пивоварни Heineken.
|