В последнее время на страницах центральной профсоюзной газеты “Солидарность” регулярно освещается тема так называемого заемного труда. Почему газета уделяет этой теме столь пристальное внимание, рассказывает ее главный редактор Александр Шершуков.
ШЕРШУКОВ: “Продажа сотрудника по остаточной стоимости”. Это не современная переделка крепостнических объявлений типа: “продается дворовая девка осьмнадцати лет”, а вполне устоявшийся термин частных агентств занятости, так называемых заемных агентств. Уже появился черновой проект федерального закона о заемном труде, и в случае принятия этого закона каждый из нас сможет узнать свою остаточную стоимость.
- А что такое вообще заемный труд?
ШЕРШУКОВ: В России используется две формы заемного труда. Первая - это договоры о предоставлении персонала. То есть работник, передаваемый как бы по договору аутсорсинга, числится в штате представляющей организации и имеет с ней письменный договор. И по этому договору работник получает зарплату, командировочные, оплату больничного. А вот фактические условия труда для него создает компания, где он непосредственно занят. При этом фактический работодатель не оформляет с такими сотрудниками никаких юридических, в том числе и трудовых, отношений, все контакты только с агентством занятости.
И вторая форма заемного труда - договоры с командированием. То есть работники заключают трудовой договор с кадровым агентством и направляются для фактического выполнения работы у другого юридического лица якобы в командировку. Ежемесячно такие так называемые командировки приходится прерывать, но только на бумаге, а потом работников "откомандировывают" снова, иначе налоговые органы могут усмотреть в действиях заемного агентства нарушения.
- Насколько широко распространены такие услуги в нашей стране?
ШЕРШУКОВ: Рынок заемного труда кадрового агентства называют одним из наиболее быстро развивающихся в России. С этим явлением уже вплотную столкнулись предприятия сферы обслуживания, в пищевой промышленности аутсорсинг и заемный труд практикуют практически все крупные сети. Пока это проблема мегаполисов в основном - Москвы и Санкт-Петербурга, но постепенно охватываются и города-миллионеры, и даже такие небольшие населенные пункты вроде Тимашевска в Краснодарском крае.
- В чем же опасность заемного труда сегодня?
ШЕРШУКОВ: Во-первых, это худшие условия труда и его оплаты, размытая ответственность за занятость и охрану труда, снятие гарантий от увольнения под самыми различными предлогами, возможность раскидать людей по предприятиям, возможность бороться с профсоюзами или их игнорировать, подрыв индивидуальной и коллективной защиты работников.
- Здесь я предвижу вполне справедливый вопрос слушателей нашей передачи: какова же позиция профсоюзов в отношении заемного труда?
ШЕРШУКОВ: Вы знаете, даже в профсоюзной среде можно услышать мнение о том, что раз наемный труд как таковой в России уже применяется, то его надо как-то юридически урегулировать, хотя бы для того, чтобы защитить работников, от него пострадавших. Но это совершенно абсурдная логика, потому что в России, к сожалению, есть и убийства, и работорговля, и детская порнография, но это не повод к тому, чтобы попытаться эти явления как-то законодательно регламентировать, с такими вещами просто необходимо бороться. Сегодня в Думу еще не внесен, но уже активно продвигается лоббистами законопроект под довольно ханжеским названием: “О защите прав работников, нанимаемых частными агентствами занятости с целью предоставления их услуг третьим лицам”. Наибольшую выгоду закон принесет тем, кто поставляет временных работников, то есть кадровым агентствам, которые фактически становятся подставными работодателями. Этот факт они признают сами, это их бизнес.
- Но ведь закон называется “о защите”. В чем же тогда ханжество этого закона?
ШЕРШУКОВ: В чем сегодня проблема кадровых агентств? В том, что действующее трудовое законодательство российское просто не предусматривает подобных трехсторонних трудовых отношений, а Гражданский кодекс вообще не признает за ними права на существование. Люди не товар, и они не могут предлагаться в качестве услуги. И поэтому такая привычная для агентств терминология, как “боди-шопинг”, “утилизация персонала” и “выкуп персонала по остаточной стоимости”, до сих пор является не только аморальной, но и незаконной.
Далеко не каждая компания решится сэкономить, используя незаконные схемы. Это реально тормозит бизнес кадровых агентств. Именно поэтому им нужен такой закон, причем любой закон. Поэтому они и вкладывают в него столько сил и ресурсов. По большому счету, как они говорят, им даже неважно, что именно в этом законе будет написано. Главное - юридический факт признания подобной практики.
Нужно ясно понимать, что легализация заемного труда - это вовсе не способ возрождения экономики страны, это потворство низменным интересам бизнеса, которое ведет к массовым нарушениям закона. Это подтверждает, кстати, опыт соседней Польши, многих других стран. А в ситуации, когда заемный труд незаконен, любой законопроект будет способствовать исключительно его легализации.
В борьбе против легализации заемного труда к России присоединяется все большее количество организаций. Аутсорсинг и заемный труд уже стали предметами переговоров и трудовых конфликтов и даже забастовок. Общество должно знать, что профсоюзы не намерены позволять диким формам занятости отбросить завоевания рабочих на столетие назад. И эту позицию нужно довести до сведения правительства и депутатов Государственной Думы. Автор: Шершуков Александр
|