|
|
|
Около здания заводоуправления на прошлой неделе работники 30-го судоремонтного завода провели митинг. Причина - задолженность по заработной плате, наплевательское отношение Министерства обороны к собственному государственному предприятию, которое выражается в отсутствии заказов и неплатежах за уже выполненные работы. Найти в нужном объеме гражданские заказы руководство завода не может. К тому же разрешение на это было получено всего три месяца назад. До этого "тридцатка" была закрытым объектом.
Уникальный глубоководный 41-й док пуст. Начальник завода, капитан 1-го ранга Геннадий Слугин, не без горечи в голосе говорит, что он рассчитан на ремонт судов водоизмещением в 250 тысяч тонн. Но таких здесь давно не было. Док разваливается, и если срочно не начать ремонт, то сооружение можно потерять совсем.
- Сегодня в Приморье существует 16 судоремонтных предприятий, - добавляет Слугин. - Но военных заказов очень мало, а рыбацкие суда предпочитают ремонтироваться в иностранных портах. Зарплата экипажу идет в валюте, да и НДС платить не надо. Поэтому пока будет не выгодно вставать на ремонт здесь, ситуация вряд ли изменится.
Василий Гречко, председатель территориального комитета профсоюза Тихоокеанского флота, отметил, что подобная ситуация на всех аналогичных предприятиях. Недавно подобная акция проходила на 92-м судоремонтном заводе во Владивостоке, где также добиваются погашения задолженности по зарплате, обеспечения госзаказом. Одну из причин сложившихся проблем в отрасли профсоюзный лидер видит в том, что для получения оборонного заказа заводу надо выиграть конкурс. Но торги начинаются не в конце года, что дало бы возможность предприятию строить планы на будущий год, а чуть ли не в апреле, когда несколько месяцев уж потеряно, и цеха стоят без работы.
Как следствие - люди уходят. С 30-го уже ушло более сотни высококлассных специалистов, причем уходят целыми бригадами. Это ли не есть медленная смерть предприятия? Из 2000 работающих осталось не более 600. Видимо, чиновникам проще пустить все на самотек, чем честно сказать людям, что такое количество заводов Министерству обороны и ТОФ не обеспечить заказами. Причем если флот позволяет себе не платить за уже выполненный труд, то о какой государственной поддержке можно говорить? Сейчас оборонщики должны заводу в Дунае более 15 млн рублей. Долг по зарплате коллективу - не более 14 млн рублей. За все 40 лет работы предприятия такой ситуации здесь еще не было. Вместе с ликвидацией флота, в частности 26-й дивизии подводных лодок, располагавшейся в Дунае, умирает и завод, который был построен именно для ремонта этих лодок.
Но есть еще одна проблема. Живописная бухта Чажма привлекла инвесторов, которые пожелали построить в этом месте глубоководный порт. Это вдохнуло бы жизнь в поселок, в завод, люди получили бы работу и надежду на будущее. Но Министерство обороны в последний момент изменило условия инвестиционного конкурса и вообще приостановило все проекты в этом направлении. Рабочие гадают, кому это выгодно, и недоумевают, почему их государственное предприятие не получает заказы, в то время как их передают частным компаниям. Собравшиеся еще раз решили обратиться за поддержкой к губернатору, в правительство. Но вот в благополучный исход не верят. Начальник завода Геннадий Слугин неоднократно обивал пороги самых высоких кабинетов, но в результате нарвался лишь на отстранение от должности. Восстановиться удалось через суд. Но сдаваться ни директор, ни коллектив не собираются. Они вновь готовы биться за спасение завода.
|