За последние два года в Петербурге резко активизировалось профсоюзное движение. Такое, казалось бы, уже давно забытое явление, как забастовка, уже не кажется чем-то экзотичным, а трудовые коллективы буквально в очередь выстраиваются, чтобы зарегистрировать на своем предприятии свободный профсоюз.
В ближайшее время могут сказать свое слово и работники Ленинградского металлического завода. Месяц назад там возник альтернативный ФНПРовской ячейке профсоюз "Защита", рабочие которого настроены очень решительно. Самое интересное, что профсоюз волнуют не только зарплаты работников и условия труда, но и оборона Родины. Рабочие ЛМЗ твердо намерены спасти единственный оборонный цех предприятия, перспектива упразднения которого становится все более реальной.
Готовность проявить свою рабочую позицию на ЛМЗ подтвердили еще в 1998 году. При тогдашнем директоре Валерии Чернышеве новые станки разрезались и вывозились как цветной металл, а непогашенные долги по зарплате (впервые за всю историю завода) только возрастали. В итоге недовольные рабочие, а именно - ребята из бригады рубщиков, тогдашнего директора вместе с креслом вынесли на улицу.
За почти девять последующих лет подобных эксцессов на предприятии замечено не было: о стабильном положении на заводе, обеспечивающем оборонные заказы, неоднократно рапортовало как руководство завода, так и официальный профсоюз. Так, на церемонии подписания трехстороннего соглашения 23 марта этого года председатель межрегионального объединения "Федерации профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Владимир Дербин привел ЛМЗ в качестве примера предприятия, на котором "стандарты социальных гарантий, зарплаты и условий труда на высшем уровне".
"Во-первых, как раз в денежный вопрос многое и упирается, - говорит Борис Игнатов, председатель профсоюза "Защита" на ЛМЗ". - В среднем рабочие получают около 15 тысяч. При этом зарплата на "Хейнекене" составляет около 20 тысяч. Те же фордовцы получают по 25 тысяч рублей, а бывшие элмэзовцы, ушедшие в небольшие частные фирмы, работающие по профилю (например, токари-карусельщики), зарабатывают порядка 30 тыс.
Помимо зарплаты, новоиспеченный профсоюз поднимает вопрос об отношении к персоналу. Корпоративная пресса пестрит материалами о важности простого рабочего и его всяческой поддержке: "Главное в "Силовых машинах" - не здания и оборудование, а квалифицированные люди, - говорит Борис Вайнзихер, гендиректор "Силовых машин" (газета "Силовые машины", № 9, 2007). В реальности же, по словам рабочих завода, "Силовые машины" сегодня просто разбазаривают людей. "Они никого не удерживают, - объясняет Игнатов, - идут на компромиссы только с теми специалистами, без которых участок работ просто завалится".
При этом в ближайшее время руководство предполагает осуществить техническое перевооружение практически всех технологических переделов основного и вспомогательного производства ЛМЗ. Как заявляет со страниц заводской газеты начальник технического управления ЛМЗ Михаил Тюхтяев: "Программа работ текущего и следующего годов включает несколько сотен мероприятий общей стоимостью порядка 3,5 млрд рублей (№ 8, 2007)". При этом, помимо роста производственных мощностей, растет и количество заказов. Вот только кто будет стоять за новыми станками и выполнять заказы, которые завод успел нахватать со всего мира? Ведь, по словам рабочих, сегодня на каждый цех (150-200 человек) приходится не более 30 молодых специалистов. В основном же работники ЛМЗ - это люди предпенсионного возраста, которые в скором времени уйдут на заслуженный отдых.
Да и молодежь старается долго на заводе не задерживаться - на такую зарплату (по словам Бориса Игнатова, молодые специалисты получают в среднем 10-12 тыс. руб.) не то что семью - себя-то не прокормить. "Такими темпами лет через пять на заводе просто некому будет работать", - резюмирует профсоюзник.
На поддержку официального профсоюза рабочие не надеются. По словам Бориса, сегодня "первичная профсоюзная организации филиала ОАО "Силовые машины" Ленинградский металлический завод - это всего лишь группа людей, которые кормятся ежемесячными взносами простых работяг". С ним не согласна Светлана Миронова, заместитель председателя ФНПРовской ячейки. Корреспонденту Горзаказ.Орг она рассказала о работе официального профсоюза: "Основная деятельность нашего профсоюза - это подписание с руководством коллективного договора и контроль за его исполнением.
На сегодняшний день на ЛМЗ два раза в год повышается заработанная плата. У нас есть дополнительные отпуска, мы получаем спецодежду. Профсоюзная организация занимается расследованием всех несчастных случаев, которые происходят на предприятии, мы обеспечиваем работников питьевой водой, все вредники проходят профосмотр…"
"Мало того, что этот колдоговор - фактически переписанный Трудовой кодекс, так они и его до конца не соблюдают", - возмущается председатель "Защиты". - Зарплату нам повышали только в марте, до этого никакого пересмотра не было полтора года. То же самое с отпусками за вредное производство - их приходится буквально выбивать и то вместо положенных, скажем, семи дней, тебе дают максимум три".
Еще один вопрос, волнующий новоявленный профсоюз, - это активная продажа заводских цехов, находящихся на Выборгской стороне, частным структурам. Так, уже продан заготовительный цех, где теперь располагается магазин "Яровик-моторс". Продан литейный цех: на его месте теперь строится "Торгово-офисный комплекс "Кондратьевский". Недавно пошли разговоры о возможной продаже цеха № 26, выполняющего оборонные заказы. "По поводу 26-го цеха решения пока еще не найдено, но сейчас его площади используются нерационально", - объясняет на страницах корпоративной прессы Борис Вайнзихер, генерального директора "Силовых машин". - В любом случае "Силовые машины" не откажутся от оборонного заказа" ("Силовые машины", № 4, 2007). Получить комментарии сложившейся ситуации непосредственно из уст руководства "Силовых машин" на момент публикации материала не удалось.
"Конечно, отказаться от своих обязательств перед Министерством обороны завод не может, а вот перенести производство на другое предприятие - это вполне в их духе, - размышляет рабочий цеха и профактивист Влад Торбенко. - Это нужно верхушке завода как раз для того, чтобы оборонка предприятие больше не контролировала". Одна из версий - что оборонный цех перенесут на Калужский турбинный завод, с которым, по информации рабочих, уже ведутся переговоры. Пойдет ли это на пользу обороноспособности страны? Рабочие глубоко сомневаются. "На ЛМЗ делают эти заказы всю жизнь, - продолжает Влад. - У каждого из рабочих по 30 лет трудового стажа, а в Калуге это только предстоит освоить, таких специалистов у них просто нет". Однако вряд ли такие мелочи повлияют на решения руководства. Инвесторы готовы выложить хорошие деньги за цех, находящийся в таком лакомом месте, как Феодосейская набережная, - аккурат напротив Смольного собора.
Деятельность "Защиты" не смогла оставить равнодушными администрацию завода. "Что такое сегодня для предприятия свободный профсоюз? - говорит Борис Игнатьев, - это второй источник власти. Какой нормальный начальник будет такое терпеть?" Давление на рабочих, участвующих в профсоюзе, уже идет. Их вызывают к начальству, с ними беседует служба безопасности, их лишают премий. В ответ "защитники" готовятся перейти от раздачи листовок и критики ФНПРовской ячейки к более активным действиям. В частности, в ближайшее время члены профсоюза планируют провести митинг у проходной. Не исключено, что рабочие используют и свое главное оружие - забастовку. Уже сегодня поддержку профсоюзу обещают оказать рабочие с других заводов Петербурга, а также сочувствующие политические организации.
Наша справка:
"Ленинградский металлический завод" - крупнейшее в России энергомашиностроительное предприятие, осуществляющее проектирование, изготовление и сервисное обслуживание паровых, гидравлических и газовых турбин различной мощности. Предприятие основано в 1857 году. На производстве энергетических турбин оно специализируется с начала прошлого века. Паровые турбины он начал выпускать в 1907 году, гидравлические - в 1924-м, газовые - в 1956-м. На каждые десять турбин в мире приходится одна турбина ЛМЗ. По их изготовлению завод занимает четвертое место в мире после General Electric, Westinghouse и Alstom-ABB. Турбины ЛМЗ работают на 700 электростанциях в 40 странах мира.
Пять лет назад завод вошел в концерн "Силовые машины", которому помимо ЛМЗ принадлежат Завод турбинных лопаток, Электросила, НПО ЦКТИ им. И.И. Ползунова, "Калужский турбинный завод", а также сбытовая компания "Энергомашэкспорт".
|