Забастовкой встретили Первомай водители-экспедиторы крупнейшего хлебокомбината Новосибирска ОАО «Хлебообъединение «Восход» (входит в структуру ОАО «Сибирская хлебная корпорация»). 30 апреля около ста человек отказались развозить выпеченный хлеб и потребовали повышения зарплаты. Стачка была приостановлена только 3 мая, когда администрация вступила с профсоюзом в переговоры.
Все это время работа хлебопеков была практически парализована, а объемы реализации продукции, несмотря на попытки менеджеров самостоятельно и с помощью «штрейкбрехеров» организовать доставку хлеба, сократились. Сами водители развозили хлеб только в школы, детские сады и больницы.
«Хлеб подорожал в три раза, нет даже в шесть раз за три года. А зарплата ни разу не поднялась», – рассказывает Алексей Жеребцов, водитель-экспедитор хлебокомбината, член профсоюза. Кроме того, по словам водителей, у них нет трудовых договоров, а переработку никто не учитывает.
Еще 13 апреля на общем собрании водители-экспедиторы рассмотрели наболевшие вопросы и поручили одному из действующих на предприятии профсоюзов провести переговоры с работодателем и до 27 апреля выработать проект соглашения, которое бы гарантировало работникам достойный уровень зарплаты. В ответ руководство предложило провести переговоры 4 мая. Но 27 апреля открытое собрание профсоюза сочло эту дату неприемлемой и приняло решение объявить в 22 часа 30 апреля забастовку. С этого часа и до 5 часов утра производится основная погрузка хлебобулочной продукции и доставка её заказчикам. Уведомления о забастовке были разосланы руководству ОАО «Сибирская хлебная корпорация» и «Хлебообъединения «Восход»», а также в мэрию Новосибирска и обладминистрацию. Но реакции не последовало.
В 22 часа накануне Первомая более сотни водителей- экспедиторов собрались около «Восхода». На территорию предприятия решили не заходить, чтобы исключить возможность отсечения от забастовщиков представителей профсоюза. «Восходовское» начальство в полном составе металось по территории, была вызвана даже милиция. Мы объяснили милицейскому руководству, что не собираемся штурмовать предприятие.
Наоборот, работники и не помышляют туда идти, и милиция не стала даже проводить дознавательных действий», - рассказывает Павел Талецкий, один из лидеров профсоюза. По его словам, «было и жалко, и смешно наблюдать, как менеджеры садятся за руль хлебовозов, чтобы хоть часть продукции доставить по назначению». Не имея навыков погрузки, управленцы крушили эстакады, роняли лотки. Не зная места расположения торговых точек, плутали по ночному городу.
Очень скоро конвейер по выпечке хлеба пришлось остановить, так как готовую продукцию некуда было складировать. Работники основного производства – женщины, многие из которых матери-одиночки, из-за страха потерять работу к акции водителей не присоединились. Работодатель продолжал игнорировать переговоры с профсоюзом, поэтому и на вторые сутки водители не вышли на работу и около часа ночи разъехались по домам.
В ночь на 3 мая администрация предприняла попытки сформировать представительный орган из «авторитетных» работников и провести с ним переговоры по урегулированию конфликта, но это ей не удалось.
3 мая в 14 часов руководство предстало перед забастовщиками и огласило список представителей работников, с кем будет вести переговоры. Представителей профсоюза на территорию предприятия не пропустили. Через два часа переговорщики огласили соглашение. Начальство пыталось убедить рабочих, что к концу мая увеличит заработную плату на 15-20%, поэтому часть водителей согласилась прекратить забастовку и приступила к работе.
Когда другая часть водителей утром 4 мая провела акцию около головного офиса ОАО «Сибирская хлебная корпорация», первый вице-президент Корпорации согласился на встречу с представителями профорганизации. В результате профсоюз принял решение о приостановлении забастовки до 30 мая. В этот день работодатель должен будет представить первичной профорганизации документы, гарантирующие водителям достойную зарплату за добросовестный труд.
|