|
|
Многим офицерским семьям приходится десятилетиями ждать обещанные государством квартиры |
|
В минувшие выходные в столице появилось движение бездомных военных. Около 300 действующих и отставных офицеров объединились, чтобы добиться от государства положенных им по закону квартир.
По мнению экспертов, шанс добиться от властей жилья у офицеров есть только в период предвыборной кампании. Сами организаторы движения настаивают, что не занимаются политикой.
Движение «В защиту прав на жилье военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов» создано на базе профсоюза офицеров подмосковного города Кубинка. Как сообщил председатель движения майор Алексей Ерошенко, в организацию объединились офицеры, фактически уволенные, но положенные квартиры не получившие. По закону офицерам, прослужившим более 10 лет, при увольнении государство обязано в течение трех месяцев предоставить квартиры в собственность.
Однако на практике офицеров просто выводят за штат воинской части, и человек в таком состоянии может зависнуть на многие годы. По словам г-на Ерошенко, только в его воинской части № 52806 таких 62 человека, которые ждут квартир по 5–7 лет, все это время не могут официально устроиться на работу и вынуждены жить на «голый» оклад в 5–6 тыс. рублей. «У кого есть связи, у них вопрос решается. А основная масса может ждать до бесконечности», – говорит лидер движения.
Всего в России, по данным Минобороны, насчитывается 135 тыс. бесквартирных офицеров, из которых 45 тыс. не обеспечены служебным жильем, а 90 тыс. – постоянным жильем после увольнения в запас.
1300 офицерских семей и вовсе вынуждены жить в служебных кабинетах, спортзалах и казармах.
Теперь движение бесквартирных офицеров требует создать структуру при правительстве, которая бы занималась распределением жилья военнослужащим, и принять закон, обязывающий застройщиков отдавать офицерам 10% квартир. Чтобы их услышали, офицеры планируют пикетировать органы власти и повторить уже проводившийся осенью 2003 года «Марш-поход бездомных офицеров», когда 38 человек прошагали от Смоленска до Москвы.
В минувшем году государство выделило военнослужащим 18 тыс. 400 квартир. Бесквартирные офицеры говорят, что, во-первых, этого недостаточно, а во-вторых, даже это жилье распределяется крайне несправедливо. Исполняющий обязанности председателя профсоюза военнослужащих Московской области капитан Андрей Олейник рассказал, что вначале квартиры распределяют на уровне военного округа, а затем в жилищных комиссиях воинских частей.
В результате нередки случаи, когда квартиры достаются тем, кто прослужил 10 лет и находится в конце очереди, а имеющие больше 20 лет выслуги остаются ни с чем. Сам г-н Олейник уволился из армии пять лет назад и сейчас проживает с семьей в 18-метровой комнате офицерского общежития Таманской дивизии. После конфликта с командиром воинской части капитана исключили из очереди на квартиру, и он до сих пор не может восстановиться.
«Военкомат отправляет к городским властям, городские власти – в военкомат», – говорит г-н Олейник.
Нынешнее движение бесквартирных офицеров от сотрудничества с партиями отказывается. Алексей Ерошенко говорит, что их уже предлагали взять под свое крыло «Справедливая Россия» и «Яблоко», однако офицеры настаивают, что их требования исключительно социально-экономические и к политике не имеют никакого отношения. По мнению экспертов, такая позиция является правильной.
Как пояснил политолог Дмитрий Орешкин, как только офицеры пойдут в политику, это сразу же обернется против них, потому что им скажут, «вы не хотите решать вопросы, а хотите себя распиарить».
Интерес партий к движению бесквартирных офицеров также понятен – «в России 5–6 млн. людей в погонах, каждый из которых чувствует себя в той или иной мере ущербным». Поэтому политолог не исключает, что лозунги движения могут быть перехвачены любой из партий – «от КПРФ до СПС».
Директор Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок в начале девяностых был одним из руководителей Комитета бесквартирных офицеров Военно-инженерной академии. Ему тогда удалось получить квартиру в столице быстро, а некоторым его коллегам пришлось ждать жилье по 10–12 лет.
Г-н Цыганок говорит, что офицеры «учли политический момент», создав свое движение за полгода до выборов. Теперь они могут «шантажировать власть – не дадите квартир, не проголосуем». Между тем, чтобы дать офицерам квартиры, по мнению эксперта, нужна просто политическая воля, потому что Минобороны располагает огромными участками земли, и давно звучат предложения «обменивать эти участки на квартиры для офицеров».
|