|
|
|
"Сегодня Театр-фестиваль "Балтийский дом"- это крупный театральный холдинг, генеральной линией деятельности которого по-прежнему остается поиск и творческий эксперимент во всех сферах театральной жизни". Вот так, на официальном сайте театра, определено его кредо. Последние события вокруг Балтийского дома не дают усомниться в том, что толковать слова об эксперименте должно не только, как художественный поиск, но гораздо шире. К 1 января 2008 года дирекция театра должна уволить всю его труппу…
Угли предстоящего конфликта начали тлеть еще летом. В июле этого года увидело свет постановление губернатора Санкт-Петербурга N 789 "Об утверждении предельной штатной численности работников государственных учреждений культуры, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга". В соответствии с ним штатная численность сотрудников театров, библиотек, музеев должна была к 1января 2008 года сократиться на 10%. Этот же документ предписывал Комитету по культуре Санкт-Петербурга заключить с художественно-артистическим персоналом гражданско-правовые договоры об оказании услуг в сфере культуры. Стать площадками для отработки этой новации было предложено трем театрам - Мюзик-холлу, Большому театр кукол (БТК) и "Балтийский дому", и они на это согласились. Однако, дальше речь уже пошла не о частичном сокращении штата, и если в двух театрах ситуация худо-бедно была разрешена в соответствии с трудовым законодательством, то в "Балтийском доме" из реализации постановления вышел скандал.
Что же собственно было предложено театру, и что всколыхнуло огромную волну недовольства актеров, подвигло их и руководство театра собрать свои пресс - конференции и, в итоге, вызвало резонанс далеко за стенами театра?
"В сентябре - октябре администрация театра обратилась к актерам и пояснила, что с 1 января 2008 все будут уволены по сокращению штата. С теми, кто пожелает трудиться на сцене театра и дальше, будут заключены гражданско-правовые договоры. Часть людей на это согласилась, другая - оказалась категорически против. Несогласных не устраивает то, что при таких договорах изменится система оплаты труда и социальные гарантии: платить будут только за конкретные роли, не станет оплачиваемых отпусков и больничных", - рассказал исполняющий обязанности председателя профсоюзного комитета театра "Балтийский дом" Валерий Соловьев.
Все эти "новации" вынудили актеров театра провести 7 ноября в "Доме актера" протестную встречу с журналистами, на которую, чтобы поддержать коллег, пришли представители и других петербургских театральных трупп. Актеры прекрасно понимают, что события, начавшиеся сегодня в "Балтийском доме" завтра разыграются и в их театрах. Собравшиеся были возмущены, как отношением к актерам, так и отношением к театру вообще. В сегодняшнем развитии сценария они видят разрушение русского репертуарного театра. «Мы не хотим, чтобы театры превратились в дома культуры», - заявляли актеры.
А то, что они в своих опасениях о "заразности" происходящего недалеки от истины, подтверждает, собственно, и другая сторона разразившегося конфликта.
На недавнем заседании правления Союза театральных деятелей, куда за защитой обратились артисты театра-фестиваля, председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Николай Буров заявил:
"Это эксперимент, а не реформа, когда дойдет до реформы, потребуется определенный опыт. Потому болезненный эксперимент ставится пока в трех театрах".
Союзу театральных деятелей, такие эксперименты пришлись не по вкусу, о чем и было сказано на заседании его правления. Поддержала артистов в стремлении защитить свои права и председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации профсоюза работников культуры Надежда Головская, которая также присутствовала и выступала на заседании.
Впрочем, Терком профсоюза отстаивал права актеров не на словах, и не только на правлении Союза. О том, что в театральной среде могут произойти события, лишающие служителей Мельпомены социально - трудовых прав, здесь начали подозревать еще весной.
"11 апреля этого года Комитет по культуре представил Теркому, как и полагается в соответствии с законом, проект постановления Правительства Санкт-Петербурга "Об утверждении предельной штатной численности работников государственных учреждений культуры, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" № 04-32-685/07-00 от 11.04.2007г, - рассказывает Надежда Головская. Мы рассмотрели этот проект и буквально на следующий день направили в комитет свои возражения. Терком был категорически против того, что Комитет фактически рекомендовал руководителям учреждений культуры расторгнуть действующие трудовые договоры с работниками, то есть уволить их без законных оснований. Мы также не поддерживали рекомендацию Комитета по заключению гражданско-правовых договоров с работниками".
Что же не устроило профсоюз в такой форме взаимоотношений между работодателем и работником? А то, что гражданско-правовой договор в корне отличается от трудового и, по сути, ни работодателя, ни работника по этим договорам существовать не будет вовсе, а будет исполнитель и заказчик. Об этом в ответном письме с подробным объяснением причин своей позиции Терком профсоюза работников культуры сообщал Комитету.
Если следовать логике "эксперимента", а о том, что это эксперимент, профсоюзу никто не пояснял, и не согласовывал, то получается, что нынешний артист — работник, превращается в исполнителя, который работает, что называется "на птичьих правах". При заключении трудового договора работодатель обязан уплачивать за каждого работника единый социальный налог, предназначенный для формирования средств на его государственное и социальное обеспечение (страхование), а также медицинскую помощь. А если актер работает по гражданско-правовому договору то на пособия по социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и др.), он может не рассчитывать, разве, что ему их компенсирует, по доброй воле, администрация театра. То есть он теряет свои социально-трудовые, гарантированные законом, права, в том числе и на ежегодный оплачиваемый отпуск. Кроме того, уволить его заказчик может тогда, когда ему вздумается, поскольку действие статей Трудового кодекса, касающихся увольнения работника, на такой договор не распространяется.
Что касается заработной платы, то и здесь исполнитель более уязвим. Человек, работающий по Трудовому договору, получает зарплату, состоящую из тарифной (основной) части, надбавок и доплат, премий, предусмотренной системой оплаты труда. Зарплата носит гарантированный характер. А вот вознаграждение по гражданско-правовому договору не зависит от каких-либо норм, выплачивается по конечному результату труда по заранее установленным расценкам. При этом заказчик обязан составлять акты приемки работ, подписываемые обеими сторонами договора. Можно себе представить, как дирекция театра будет устанавливать расценки, и подписывать акты приемки спектакля…
Комментируя проект Постановления, в Теркоме указывают на очевидную его алогичность - пункт 2.2. этого документа, который гласит о заключении гражданско-правовых договоров, не соответствует самому смыслу Постановления. Представленный проект предполагал утверждение предельной численности штатных работников, что подразумевает наличие работников, состоящих в трудовых отношениях. А о каких трудовых отношениях речь, если весь художественный и артистический персонал намерены вывести из штата?
"Нами был согласован второй вариант постановления правительства Санкт-Петербурга, где пункт 2.2 был изменен, - комментирует ситуацию Надежда Головская. - А именно : появилась рекомендация заключать гражданско-правовые договоры "с высвобождаемым и вновь нанимаемым художественным и артистическим персоналом", а это значит, что такие договоры администрация может заключить только с теми работниками, кто окажется среди сокращенных".
"Мы побывали в театре,- говорит председатель Теркома,- и попросили представить нам штатное расписание на 2008 год. Но его нет, и это явное нарушение закона. Если планируется сокращение, то оно должно проходить в соответствии с новым штатным расписанием.
Дирекция театра и Комитет по культуре утверждают, что финансирование театра не уменьшится, и в плане социальной защищенности люди не пострадают, роли будут оплачиваться выше и будут доплаты, рассчитанные на компенсацию отпускных или больничных. Но, надо понимать, что все это — слова и обещания, а не гарантии подкрепленные законом.
Комитет и руководство театра приводит свои доводы, для чего проводится эксперимент — необходимо избавиться от некоего балласта, привлечь новых молодых актеров, сделать театр более интересным для зрителя и т.д. получается, что из благих целей. Но, профсоюз, сегодня требует, в первую очередь, соблюдения трудового законодательства и в части сокращения, и в части заключения договоров. В частности, мы предлагаем решать проблему хотя бы при помощи заключения срочных трудовых договоров, потому что, прежде всего, нужно защитить права актеров, положение, которых сегодня, по нашему мнению, ухудшилось до безобразного состояния".
Справка:
Творческая биография Театра-фестиваля "Балтийский дом" берет свое начало в 1936 году, когда на базе двух коллективов, рожденных в 20-е годы - Красного театра и Театра рабочей молодежи - был создан Ленинградский Государственный театр имени Ленинского комсомола. В 1991 году он был переименован в Санкт-Петербургский Государственный театр "Балтийский дом", а спустя девять лет получил статус Театра-фестиваля, чему способствовала многолетняя и успешная практика проведения престижных международных театральных форумов.
Деятельность театра всегда носила экспериментальный характер. Сценическое пространство традиционно выполняло функции творческой лаборатории для начинающих и опытных мастеров. Здесь работали режиссеры: В. Кожич, М. Чежегов, Г. Товстоногов, П. Хомский, Р. Быков, Г. Опорков, К. Гинкас, Г. Яновская, - те, кто сегодня составляют славу русского театра. На эту сцену выходили Ю. Толубеев, В. Честноков, Е. Лебедев, Т. Доронина, Н. Ургант, О. Басилашвили, Ю. Панич, Н. Тенякова, А. Балтер, Э. Виторган, Л. Малеванная, О. Даль.
Под крышей театра работают два интересных и очень популярных у зрителей творческих коллектива - театр "Фарсы" во главе с Виктором Крамером и Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина.
|