|
|
|
Число трудовых мигрантов в России к началу 2008 года сократится втрое по сравнению с нынешним.
Директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский заявил, что в этом году квота была 6 млн человек, а на следующий год Россия готова принять всего 2 млн человек. Это обусловлено тем, что большинство приезжих стремятся в столицы, где заработки выше. Однако Москва и Петербург не готовы принять всех желающих. Скажем, квота для столицы сокращена в шесть раз.
Константин Ромодановский разъяснил, что квоты будут определяться с учетом профессиональных категорий. Специалисты с Ромодановским согласны, однако бизнес-сообщество болезненно реагирует на административное урезание рынка труда, считая его экономически необоснованным. Бизнесмены предполагают, что эти меры приведут к росту коррупции.
При этом, сокращение квоты на иностранцев до 2 млн. не слишком согласуется со стратегией самой ФМС, направленной на вывод гастарбайтеров из тени методами как высоких штрафов и угроз депортации, так и перехода к уведомительной системе регистрации мигрантов. Как признал Ромодановский, в нынешнем году на учет в России поставлено 7 млн. 300 тысяч иностранцев. За разрешением на работу обратились далеко не все, а лишь 2,3 млн. человек. Но и эта цифра уже превышает квоту следующего года. А ведь легализация гастарбайтеров идет весьма быстрыми темпами. В прошлом году, как с удовлетворением сравнил Ромодановский, было выдано лишь 600 тысяч разрешений на работу.
В принципе ФМС и правительство оставляют себе свободу для маневра на трудовом рынке. Несмотря на общую цифру в 2 млн., ФМС предусмотрела 30-процентный резерв на привлечение дополнительной иностранной трудовой силы, если возникнет нехватка рабочей силы.
Правда, для всех приезжих сохранится запрет торговать на рынках и работать продавцами в торговой сети (этот запрет был введен как раз новым миграционным законодательством, о котором говорил глава ФМС). "Квота нулевая", - отрезал генерал-полковник.
Специалисты с выводами Ромодановского согласились. "Успехи действительно есть, многие мигранты теперь регистрируются. Благодаря этому они находятся под контролем властей, да и сами подвергаются меньшему риску. Кроме того, они быстрее адаптируются. Правда, это уже не дело ФМС, а занятие общественных организаций и культурных обществ, которые раньше мало обращали на это внимание, а теперь активизировались", - сказал директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, член Общественной палаты Валерий Тишков. Единственным недостатком, по мнению Тишкова, является тон, в котором в обществе по-прежнему освещаются проблемы мигрантов. "В газетах и на телевидении больше рассказывали о том, какие они все преступники и злодеи, хотя это далеко не так", - считает Тишков.
Представители бизнес-сообщества, и особенно тех отраслей, где труд мигрантов наиболее востребован, весьма критически восприняли сообщение об урезании и конкретизации квот. Так же, как и в Москве, собирающейся за счет сугубо административных мер сократить квоту на иностранцев в 2008 году в два с лишним раза, оппонентами власти выступают "профсоюзы" предпринимателей средней руки.
"Ничего хорошего я в этом не вижу. Когда говорится, что все это делается в интересах россиян, то выглядит не очень убедительно. Ограничение трудовой миграции - очевидный удар по малому бизнесу", - подчеркнул ведущий эксперт общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Владлен Максимов. По его мнению, владельцы небольших фирм и частные предприниматели будут поставлены в заведомо неравные условия в сравнении с хозяевами супермаркетов или крупных строительных компаний, поскольку будет довольно сложно доказать, что именно им нужен работник-иностранец. В условиях очевидного дефицита квот в нелегальную сферу будут загоняться не только сами гастарбайтеры, но и их наниматели. "Уже сейчас вовсю работает рынок "черных" документов. И это понятно: когда в не самом законопослушном государстве вводится очередная ограничительная мера, то еще пышнее расцветает коррупция", - подчеркивает Максимов.
Директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский тоже убежден, что, если квоты будут дефицитными, то, безусловно, повысится и "взяткоемкость" чиновников - как ведающих распределением вакансий для иностранцев, так и контролирующих миграционный процесс.
"Огромное число трудовых мигрантов работают вне крупных предприятий, которые способны претендовать на эти квоты", - подчеркивает демограф. Десятки тысяч гастарбайтеров - легальных и нелегальных - вообще наняты частными лицами (строят коттеджи, ремонтируют квартиры, вскапывают огороды, сидят с детьми), и они вряд ли попадут в число 14 затребованных государством профессий, на которых обещает сосредоточить внимание Ромодановский.
Но число нелегальных мигрантов точно подсчитать не может даже глава профильного ведомства. "Абсолютных цифр по нелегальным мигрантам нет: на то они и нелегальные, о них официально никто ничего не знает. Раньше мы называли оценочные цифры, примерно 10-15 млн. человек. Сейчас я могу сказать, что мы примерно в два раза сократили этот показатель", - сказал Ромодановский.
Говоря о программе переезда в Россию бывших соотечественников, Ромодановский сообщил, что в 2007 году в РФ таким образом приехали 143 семьи - меньше, чем ожидалось. Вместе с тем, глава ФМС выразил надежду, что в следующем году эта цифра значительно увеличится и составит около 88 тысяч человек.
|