12 декабря 2007 года Самарский областной суд отказал в удовлетворении кассационных жалоб по искам о восстановлении на работе двух участников акции 1 августа на АВТОВАЗе. Напомним, тогда отказались от работы 355 человек, из которых 248 работали в цехе 45-2 СКП.
Главным в этом судебном процессе, как бы цинично это ни звучало, было не столько восстановление двух активистов профсоюза «Единство» на работе, сколько признание акции забастовкой, хотя бы и незаконной. Это позволило бы говорить об отмене дисциплинарных взысканий. Но ни Автозаводский районный суд, ни Самарский областной не признали акцию незаконной забастовкой.
Кстати, АВТОВАЗ в отличие от прошлого опыта не стал требовать признания судом акции незаконной забастовкой. По всей видимости, это стало полной неожиданностью для профсоюза. Как итог в кассационной жалобе появились фразы о том, что коллективный характер спора определяется «численностью спорящих сторон», а не соблюдением установленных законом процедур, что активисты принимали участие в акции протеста «исходя из жизненного опыта», т.к. «знали, что забастовки с требованием повысить зарплату — законное явление». Самарский областной суд оставил в силе решение первой инстанции и отказал в восстановлении на работе активистов.
Таким образом, из решений суда вырисовывается следующая картина акции 1 августа. По инициативе активиста «Единства» Александра Афанасьева были собраны подписи под требованием повысить минимальную зарплату до 25 тысяч рублей. Затем Афанасьевым было написано коллективное обращение, согласованное с несколькими работниками его бригады. Ответ на коллективное обращение был дан 31 августа, тогда оно было распространено по рабочим местам.
Но решение об отказе от работы было уже принято: 29-го числа в ходе собрания в офисном центре «Форум», в котором приняли участие около 25 работников АВТОВАЗа, Александр Афанасьев заявил о том, что забастовка будет проведена 1 августа. На том же собрании председатель профкома «Единство» Петр Золотарев заявил, что истинной целью акции является решение тактических задач - проработка остановки работы в небольших подразделениях на конвейере предприятия, заявление СМИ о предупредительном характере акции и т.д., а не повышение зарплаты до 25 тысяч рублей. 1 августа акция продолжалась 4 часа и завершилась вместе с первой заводской сменой, в которой трудились участники акции. Ничем не завершилась и попытка признать акцию незаконной через мировой суд. Из более чем 250 исков не было отозвано всего 8. Но все 8 процессов были проиграны «Единством».
«При проведении подобных мероприятий первое, что обычно пытается делать работодатель, — признать, что имела место незаконная забастовка. По сути, «Единство» именно на это и делало ставку, рассчитывая через это восстановить работников. Но АВТОВАЗ не стал повторять свои ошибки 90-х. В итоге фактически суд признал, что Золотарев и Афанасьев спровоцировали массовый отказ от работы.
Теперь, основываясь на выводах суда, АВТОВАЗ может потребовать через прокуратуру или арбитраж от них или от «Единства» компенсацию ущерба, понесенного от их действий. Таким образом, можно констатировать, что администрация получила рычаг давления на профсоюз, которым может воспользоваться в любой момент. Маловероятно, что Золотарев или «Единство» будут в состоянии возместить ущерб», — заявили на условиях анонимности в одной из юридических компаний, ознакомившись с решением суда первой инстанции.
|