Им урезали зарплату, причем, не предстоящую, а уже отработанную. В канун праздника специалисты ЖКХ решили подзаработать, многие взялись обслужить по несколько участков. За каждый должны были заплатить по две тысячи рублей, но этих денег дворники так и не увидели.
Эти недовольства доносятся из подвала. Бригада дворников вот уже час сидит в ожидании своего работодателя. К нему у людей накопилось немало вопросов. Один из самых наболевших: понижение и без того низкой оплаты труда. Вместо двух тысяч рублей начальник пообещал выплатить подчиненным лишь по 1600. Почему? Директор не объяснил. По словам рабочих, сослался на то, что у него нет денег.
На встречу работодатель не появился. Что делать? Ответа нет, а значит, они вновь остались со своей проблемой один на один. И так уже два месяца. Вспоминают: последний раз, когда они видели своего начальника, тот передал им заявления на увольнения. В руках у Людмилы Плюхиной одно из таких.
Такую бумагу подписало, что называется, абсолютное большинство, без разбора: "Как компания распалась - они обязаны же нам выплатить. Ну вот. А заявление мы еще и не знаем как писать. Они ничего толком не объяснили. Вот, дали бумажки с текстом".
В документе уже все написано: прошу уволить по собственному желанию. Осталось поставить фамилию, подпись и дату. Но у юристов к работодателю после таких действий появляется масса вопросов. Например, почему людей не уведомили об увольнении за два месяца. Эта процедура выполняется письменно. Дворники уверяют, что узнали о своем увольнении лишь неделю назад. "Увольнение работника является его правом и не может быть навязано какими-либо способами. Существуют гарантии трудовые при увольнении работников в случае ликвидации работодателя", - поясняет Мария Барданова, юрист.
Одна из таких гарантий - это денежные компенсации. Работодатель обязан выплатить подчиненному выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Мария Барданова добавляет: проблема в самих людях, в незнании ими своих прав. Максимум, что могут сделать рабочие - пожаловаться в какие-либо инстанции.
Раньше рабочие могли за помощью обратиться в профсоюз, но такие организации после реформы коммунальной сферы частично ушли в прошлое. "К сожалению, у нас при реформировании жилищно-коммунальной сферы, количество профсоюзных организаций уменьшилось. Их зачастую нет в управляющих организациях. У нас есть профсоюзные организации в муниципальных учреждениях жилищно-коммунальной сферы, а вот в этой сфере – нет", - говорит Валерий Лукин, заместитель председателя Иркутского профобъединения.
Валерий Лукин добавляет: ситуация, в которую попали люди, на сегодня выходит за рамки даже нестандартных случаев. За две тысячи рублей уже никто не работает. Например, по Иркутску минимум, за который готовы трудиться люди, составляет четыре тысячи. Эту сумму сейчас получают около 19% от общего числа рабочих. А что говорит работодатель тех самых дворников? "Вполне понятно негодование людей, когда человек получает зарплату меньше, чем привык получать. Это вызывает отрицательную реакцию. Но он получил зарплату в полном объеме. Он не получил месячную стимулирующую надбавку.
Но, соответственно, людям от этого не легче. Даже если мы им это объясним", - отчитался Михаил Золотухин, директор ООО "Сибкоммунсервис".
Впрочем, нам Михаил Золотухин ситуацию все же объяснил. Его предприятие является подрядчиком, которого наняла Западная управляющая компания. Согласно договору, она и перечисляет деньги.
Перед Новым годом компания не направила субсидии, которые составляли часть зарплаты подчиненных, потому оплата рабочих и сократилась. А дворникам, которые перед новым годом не получили своих денег, это объяснение праздничного настроения не прибавило. Для большинства из них это единственный источник доходов.
|