Эта история о том, как можно ухитриться в ходе конкурсного производства утвердить в арбитражном суде мировое соглашение, «потеряв» в нем долг перед работниками на 4,3 млн. рублей, а затем обанкротившееся предприятие запустить по новой, нанимая в него ранее уволенных работников. И при этом не быть им должным ни рубля!
Получится ли у авторов «проекта» довести эту схему до конца сказать сложно, поскольку события продолжают разворачиваться.
ООО ПО «ЮниОнекс» находилось в г. Бердске Новосибирской области и занималось выпуском медицинской продукции - одноразовых трехкомпонентных шприцов, игл, систем переливания и т.п. Однако в 2005 году доход от коммерческой деятельности перестал удовлетворять владельца. В результате было принято чисто российское решение - перестать выплачивать заработную плату работникам.
В связи с невыплатой зарплаты с июля 2005 г. работники приостановили работу до полного погашения задолженности. Завод на несколько дней встал. Однако администрации вновь удалось убедить большую часть работников предприятия выйти на работу. Не подчинившихся активистов в количестве 16 человек уволили якобы за прогул. Но завод так и не начал нормально работать.
Затем, по решению Бердского городского суда уволенные активисты были восстановлены на работе, и с ООО ПО «ЮниОнекс» в пользу незаконного уволенных работников было взыскано в размере среднего заработка время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда. В это время по фактам невыплаты заработной платы были возбуждены уголовные дела на директора завода Эпояна Ж.Х.
Скрывая документы от следствия и, скрываясь сам, директор так и не запустил больше завод. 16 августа 2006 г. ООО ПО «ЮниОнекс» было официально признано Арбитражным судом Новосибирской области несостоятельным (банкротом). В отношении должника было открыто конкурсное производство.
На момент открытия процедуры банкротства у ООО ПО «ЮниОнекс» образовалась огромная задолженность перед работниками по заработной плате, начиная с июня 2005 г. и до момента увольнения работников (начало зимы 2006 г.), т.е. у многих работников период задолженности превышал год.
Общая сумма задолженности по заработной плате составляла 4,3 млн. рублей.
При этом часть этой суммы составляла «черная» заработная плата, которая выплачивалась работникам в конвертах, но размер которой людям удалось доказать в суде.
В официальных же бухгалтерских справках числилась значительно меньшая сумма, нежели фактически выдаваемая работникам. Если некоторым работникам-операторам администрация при приеме на работу устно обещала оклад в размере 5000 и 7000 руб., то в официальных справках устанавливался оклад в размере 1600 и 2000 рублей.
Это – типичная схема, которая распространена на наших предприятиях, когда заработная плата наемных работников делится на две части – “белую” и “черную”. Это делается для того, чтобы работодатель мог избежать социальных отчислений в бюджет и таким образом снизить свои издержки, повысить прибыль за счет работников. Наемные же работники, которые подстегиваются бичом безработицы, вынуждены идти на подобные условия, чтобы устроиться хоть на какую-нибудь работу и заработать деньги на выживание своих семей в условиях падающего уровня жизни.
После объявления в августе 2006 г. арбитражным судом НСО ООО ПО «ЮниОнекс» банкротом началась процедура конкурсного производства.
В этот момент у работников появилась надежда получить свои заработанные деньги. По закону требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, включаются арбитражным управляющим в реестр требований кредиторов.
Однако конкурный управляющий Кулешов включил в реестр требований кредиторов только ту задолженность по заработной плате, сведения о которой были предоставлены ему бухгалтерией «ЮниОнекс». При доле “белой” зарплаты в общей заработной плате составляет примерно 1/3 часть. Остальные две трети заработанных денег работники так до сих пор и не увидели.
В это же время работники ООО ПО «ЮниОнекс» подали исковые заявления в суд о взыскании задолженности по заработной плате за период с июня 2005 г. и не только по “белой”, но и по “черной” зарплате, право на которую уже установил суд, когда восстанавливал 16 незаконно уволенных работников. Общая сумма исков работников к «ЮниОнекс» составила на момент закрытия процедуры банкротства более 3,6 млн. рублей.
К этому моменту мировой суд успел рассмотреть не все исковые заявления работников. А конкурсный управляющий, несмотря на состоявшиеся судебные прецеденты о взыскании заработной платы в полном объеме т.е. не только «белой», но и «черной» ее части, добровольно признавать очевидно правомерные требования работников был не намерен.
За это время юристы Сибирского профцентра, защищающие работников, направили конкурсному управляющему 49 исполнительных листов с общей суммой около 640 тыс. руб. Однако, эти исполнительные листы были полностью проигнорированы и не включены в реестр требований кредиторов.
Далее был придуман циничный и искусный способ уклонения от выполнения денежных обязательств перед работниками, который стал возможным исключительно благодаря Арбитражному суду Новосибирской области.
Не уведомив представителей работников, конкурсный управляющий Кулешов 22 июня 2007 года провел собрание кредиторов, в результате которого было заключено «мировое соглашение» о погашении задолженности, в котором требования работников вообще не фигурировали.
По мировому соглашению один из конкурных кредиторов – ЗАО «Генподрядная Строительная компания СБМ» брал на себя обязательство рассчитаться с остальными конкурными кредиторами, получив взамен практически всё имущество ООО ПО «ЮниОнекс». Никаких обязательств по расчету с требованиями работников должника ЗАО «ГСК СБМ» на себя не брала. Работники предприятия с их требованиями оказались за рамками мирового соглашения.
На 29 августа 2007 г. было назначено судебное заседание Арбитражного суда Новосибирской области по утверждению мирового соглашения. Об этом заседании Арбитражного суда представители работников должника узнали только за два дня до его проведения.
При этом в соответствии со ст. 158 закона «О несостоятельности (банкротстве)» мировое соглашение между должником и конкурсными кредиторами может быть утверждено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди (компенсация морального вреда и оплата труда работников по трудовому договору).
Несмотря на это, 29 августа 2007 года арбитражный суд Новосибирской области утвердил мировое соглашение. А в ответ на возражения представителей работников, прозвучавшие в ходе судебного заседания, арбитражный суд заявил, что работники «ЮниОнекс» могут получить свои кровно заработанные деньги в общем порядке, поскольку у должника осталось еще имущество (готовая продукция) на общую сумму около 7,5 млн. рублей.
Пытаясь что-то получить «в общем порядке» Сибирский региональный профцентр добился вынесения мировым судьей г. Бердска определения об обеспечении исков работников и наложении ареста на имущество и денежные средства ответчика ООО ПО «ЮниОнекс» на общую сумму исков 3,6 млн. рублей. Однако, как и предполагали юристы, выступающие на стороне работников, эти меры оказались неэффективными.
11 сентября 2007 г. судебный пристав-исполнитель явился по адресу регистрации ООО ПО «ЮниОнекс» и установил, что по данному адресу «юниОнекс» свою деятельность не осуществляет, имущества, принадлежащего должнику, на момент проверки не обнаружено, что в настоящий момент по данному адресу расположено ООО НПО «Сибирские медицинские технологии». На основании этого, пристав-исполнитель составил Акт о невозможности взыскания.
Была ли схема по утверждению Арбитражным судом Новосибирской области мирового соглашения коррупционной достоверно сказать нельзя. Однако, и исключить такой вариант невозможно, поскольку дальнейшие события роняют большую тень на роль суда в процедуре банкротства.
На месте ООО ПО «ЮниОнекс» возникло новое предприятие – ООО НПО «Сибирские медицинские технологии», которое стало работать на тех же площадях, на том же оборудовании, с теми же работниками (которых опять стали принимать на работу после увольнения), но при этом данное предприятие, уже под новой юридической вывеской, благополучно освободилось от обязательств перед работниками предприятия – в нашем случае на сумму около 4,3 млн. рублей.
О таком повороте событий, находящихся в зоне внимания суда, любой, не желающий выплачивать заработную плату и налоги бизнесмен может только мечтать!
10 января 2008 г. Арбитражный суд западно-Сибирского округа в кассационном порядке отменил определение Новосибирского областного суда об утверждении мирового соглашения. Кассационная коллегия подтвердила правоту наемных работников.
Как указал в определении Арбитражный суд Западно-Сибирского округа - согласно пункту 1 статьи 158 Закона о банкротстве мировое соглашение может быть утверждено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Вывод арбитражного суда об отсутствии долга по заработной плате сделан в нарушение статей 64, 71 АПК РФ, поскольку в материалах дела имеются сведения о направлении арбитражному управляющему исполнительных листов, а также справка мирового судьи г. Бердска о том, что в производстве судьи находятся дела по искам работников должника на общую сумму 3,6 млн. рублей.
Определение Арбитражного суда НСО об утверждении мирового соглашения от 29.08.2007 г. было отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Следовательно, спор между работниками и нечестным бизнесом возвращается к стадии конкурсного производства.
При этом суд указал, что работникам должника при новом рассмотрении данного дела в Арбитражном суде Новосибирской области необходимо исходить из п. 5 ст. 163 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», которая гласит, что кредиторы, требования которых были удовлетворены в соответствии с условиями мирового соглашения, предусматривающими преимущества указанных кредиторов или ущемление прав и законных интересов других кредиторов, обязаны возвратить все полученное ими в процессе исполнения мирового соглашения.
Это означает, что работники должника могут требовать возвращения имущества, полученного конкурсными кредиторами при исполнении мирового соглашения, обратно должнику – ООО ПО «ЮниОнекс», и уже из этого имущества требовать удовлетворения своих законных требований – выплатить задолженность по заработной плате и компенсацию морального вреда.
Однако, как пояснила председатель Сибирского регионального профцентра Татьяна Новая, «достигнутое – еще полпобеды, и профсоюз продолжит защиту прав работников по делам, находящимся в производстве мирового судьи, с целью ускорить их рассмотрение, чтобы новые исполнительные листы были учтены при процедуре банкротства, но конкурсное производство опять перейдет под контроль Арбитражного суда Новосибирской области. И что произойдет за это время с имуществом предприятия, какие еще аферы может не заметить или одобрить суд, трудно даже представить…».
|