Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания РФ». Документ разработан в целях реализации постановления Конституционного суда РФ от 6 апреля 2004 года, касающегося выявления конституционности положений пункта 2 статьи 87 КТМ и постановления правительства РФ от 17 июля 2001 года «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов».
Напомним, поводом для разбирательства послужила жалоба международной общественной организации «Ассоциация морских лоцманов России» и автономной некоммерческой организации «Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга».
Конституционный Суд РФ оценил положения пункта 2 статьи 87 Кодекса с точки зрения определенности содержащихся в них норм и пришел к выводу о том, что все три абзаца пункта 2 статьи 87 Кодекса содержат нечеткие и неопределенные правовые нормы.
В результате появился законопроект, в котором все правовые позиции, с точки зрения Конституционного Суда, соблюдены.
Новая редакция пункта 2 статьи 87 Кодекса устанавливает, что в морских портах, имеющих смежные акватории с военно-морскими базами или пунктами базирования военных кораблей, а также морских портах, в которых перевалка опасных и вредных веществ составляет более половины грузооборота, лоцманская проводка осуществляется лоцманскими службами государственных организаций.
Это значит, что негосударственные лоцманские службы к работе в стратегически важных портах не будут допущены. Если учитывать, что чуть ли не все порты таковыми являются, для них это может означать одно – повальную безработицу.
Такой подход объясняется тем, что разработчики не доверяют негосударственным лоцманским организациям (коммерческие и некоммерческие), потому что на них влиять никак невозможно. Они опасаются, что негосударственные лоцманы могут отказаться (по различным основаниям ) выполнять проводки, что приведет к остановке деятельности крупных морских портов и помешает выполнению задач Вооруженных Сил Российской Федерации.
Если все же допустить возможность существования двух лоцманских организаций, экономически это совсем нецелесообразно. Возникнет необходимость увеличения лоцманского сбора для покрытия выросших в два раза расходов, что, в свою очередь, увеличит расходы судовладельцев и снизит привлекательность российских портов.
Разработчиков законопроекта это не волнует: по их расчетам, принятие новой редакции КТМ не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
|