Вчера, 28 февраля в Москве открылся XI съезд профсоюза летного состава России. Этот профсоюз не входит в ФНПР и относится к т.н. «свободным» профсоюзам, возникшим на волне рыночных реформ. Он по-прежнему занимает сильные позиции в отрасли и объединяет в своих рядах более половины летного состава российских авиалиний.
Хотя, как было показано в докладе ревизионной комиссии, количество первичных организаций и уменьшилось по сравнению с началом 90-х годов в 2 раза. Однако, этому есть и объективные причины - почти в те же 2 раза сократилось и число эксплуатантов (авиакомпаний). В отрасли идет активный процесс слияний и формирования нескольких крупных компаний, контролирующих рынок перевозок. Впрочем, укрупнение не всегда означает благо для работников. Зачастую, наиболее жесткую политику по отношению к профсоюзу проводят именно в крупных компаниях. Например, несколько лет назад острую форму принял конфликт между первичной организацией профсоюза в Новосибирске и менеджментом авиакомпании «Сибирь» (ныне - S-7).
Очень репрессивную политику по отношению к профсоюзу проводит руководство крупнейшего российского перевозчика «Аэрофлот». Первичная организация профсоюза подвергается массированному давлению. Возникает впечатление, что руководство компании поставило перед собой цель уничтожить профсоюз любыми методами. Была блокирована возможность перечисления взносов членами профсоюза через бухгалтерию - обычная практика во всех профсоюзах. Под давлением администрации была проведена перерегистрация членов профсоюза, при этом менеджмент компании всячески побуждал персонал выходить из профсоюза. Руководство компании демонстративно игнорирует лидеров профсоюза и не вступает с ними в переговоры, даже несмотря на неоднократные призывы к диалогу со стороны международной транспортной федерации.
Подоплека такой политики вполне понятна. В погоне за прибылью авиакомпании сделали ставку на выжимание соков из пилотов по максимуму. Профсоюз сопротивляется, значит, его стремятся устранить, чтобы «разделять и властвовать» без помех. При этом под угрозу ставится не только здоровье экипажа, но и безопасность пассажиров. Вот лишь один пример. Крупнейшие авиакомпании (включая «Аэрофлот» и «Сибирь») активно лоббируют увеличение норм налета до 90 часов в месяц с предусмотренных ныне нормативами 80-ти. Обоснование - якобы низкая конкурентноспособность отечественных компаний при нынешних нормативах. Правительство монополистам пошло навстречу и, не отменяя нормы, пока разрешило компаниям увеличивать нормы «в порядке эксперимента». В профсоюзе считают эту инициативу крайне опасной.
Во-первых, здесь вспоминают сравнительно недавние случаи смертей в воздухе и перед полетом (следствие накопленной усталости и воздействия вредных факторов труда). Официальное заключение говорит: «умерли от естественных причин»!!?? А от каких причин члены экипажа «должны» были умереть в полете?- спрашивают летчики. От неестественных? Убиты? Не так давно один из виднейших ученых-медиков, проф. Разсолов Н.А., направил открытое письмо министру транспорта Левитину И.Е. о разрушении системы медицинского обеспечения пилотов. Профсоюз его поддерживает.
Во-вторых, миф о том, что при норме 80 часов в месяц компания становится неконкурентной, опровергают цифры. В «эксперименте» участвуют крупнейшие авиакомпании, которые с помощью сверх эксплуатации экипажей агрессивно поглощают рынок. Так чистая прибыль «Аэрофлота» за 9 месяцев 2007г. увеличилась на 91,7% по сравнению с 2006г. и составила $357,3 млн. «Аэрофлот» собирается покупать иностранные компании. Значит можно снижать стоимость билетов или улучшать условия труда, но этого не происходит.
Вопрос в федеральную антимонопольную службу - на каком основании компании, проводящие эксперимент, получили конкурентное преимущество за счет сверх эксплуатации экипажей по сравнению с а/к, выполняющими нормы?
Вопрос к Минздравсоцразвития - на каком основании отвергнут весь предыдущий опыт авиационной медицины, санитарные нормы (мы что, ничего не знаем об авиации?) и в нарушение норм труда «экспериментаторы» летают с пассажирами, используя экипаж как разовый стаканчик. Выжали, выбросили и забыли!
Вопрос к ведомству Онищенко, федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - почему компании, проводящие «эксперимент» на выносливость экипажей, не информируют потребителей их услуг, не печатают в билетах, что «на борту проводится эксперимент по предельной усталости экипажа, и, может быть, вы долетите до места назначения»? (Экипаж S-7, где проводят «эксперимент», совершил посадку на магистральную рулежку!!!) - задают вопросы в профсоюзе.
Ответ на эти вопросы известен. Все делается в угоду прибыли акционеров, которые не понимают суть составляющих безопасности полетов. Да она их и не интересует, их интересует только прибыль. Вот такие вопросы первичкам необходимо сформулировать, проиллюстрировать и направить в соответствующие структуры, а то вой по поводу «человеческого фактора», в котором обвиняют исключительно экипаж уже просто невозможно слушать. Работодатели ссылаются на запад (причем не на медицину, а просто на запад), так вот, на западе как раз идет тенденция оптимизации нагрузки, и как это не смешно, они приходят к уровням налета, разработанным авиационной медициной в СССР, и с большим уважением относятся к этим исследованиям. В СССР работодателем было государство и оно старалось следить за тем, чтобы дорогостоящие высококвалифицированные специалисты летного состава могли исполнять свою трудовую функцию эффективно, безопасно и как можно дольше.
Профсоюз мог бы пытаться закрепить действующие пока нормы в новом тарифном соглашении (чтобы предотвратить их отмену как «устаревших»), но работодатели, частные компании, старательно от таких переговоров уходят. Так, до сих пор не создано предусмотренное законом о трехстороннем отраслевом соглашении объединение работодателей, а значит, отсутствует надлежащая сторона переговоров.
Так и продолжается в сфере пассажирских авиаперевозок безудержная эксплуатация и диктат со стороны работодателя, а в результате миллионы пассажиров подвергают свою жизнь опасности, даже не догадываясь в какие нечеловеческие условия загнаны те, в чьи руки они вверяют на время полета свои жизни - пилоты и другие члены экипажа. А ведь именно формирование широкого общественного мнения могло бы заставить кампании пойти на улучшение условий труда пилотов, существенно поднять их заработную плату. Не случайно, на съезде не раз звучали призывы лучше поставить информационную работу, плотнее взаимодействовать с прессой.
Хотя надеяться только на прессу летчики не собираются. Стратегическая линия - расширение рядов и укрепление дисциплины в профсоюзе, налаживание более тесных связей с зарубежными авиационными профсоюзами.
|