По итогам публикации первых двух частей материала в качестве основного вопроса, который мне задавали читатели, был такой: «Ну, да, примерно - плюс-минус - все так и обстоит. Делать-то что?..». До «делать» дело, конечно, тоже попытаемся довести. Другой момент, что сидеть и выдумывать из головы «как правильно себя вести профсоюзам с завтрашнего дня?» - занятие для... ну, скажем так, крайне амбициозного человека. В этом смысле продуктивен не набор волшебных рецептов, а механизм коллективной выработки таких рецептов. То есть вначале не «что делать», а «как понять - что делать». Но перед этим закончим тему идеологии.
ЖИТЬ ПО ИДЕОЛОГИИ
Одна из главных проблем, связанных с профсоюзной идеологией, заключается в том, что она, эта идеология, сегодня никак не связана с ежедневной практической профсоюзной работой. Есть некий набор формально принятых документов, по странному стечению обстоятельств называемый профсоюзной идеологией. Он лежит в тумбочке. У любого нормального человека, занимающегося профработой, почти никогда не возникает ни надобности, ни желания залезть в эту тумбочку. Почему? По двум причинам.
С одной стороны, всем известно, что эти разработки - вещь формальная. Ну и зачем по своей воле пудрить себе самому мозги? А с другой стороны, из-за того, что сегодняшние разработки - вещь формальная, в головах у многих сидит убеждение, что любая идеологическая разработка, от радикальной до консервативной, нужна исключительно «для формализма». И что жить и работать по ней чуть ли не противопоказано.
И такое положение дел не случайно. На протяжении последних лет (не скажу за все советское время) формировалось представление о чуть ли не порочности «жизни по принципам». Или - по идеалам, если угодно. Внешне, «для блезиру», можно сколько угодно радеть за «права человека труда». Но! Если ты такой умный, то почему такой бедный? Этот посыл, выдержанный в стилистике протестантской этики, промыл мозги не только обеспеченным слоям общества (что было бы, может, и логично – «с волками выть»). Принцип «бедный, но честный» стал чуть ли не неприличен и для среднего, ниже среднего и даже малообеспеченного слоев общества. Точно таким же он стал и для существенного числа профсоюзных лидеров. В том числе - из так называемых «независимых профсоюзов». Понятно, что никто никого в рубище ходить не заставляет. Но часто можно наблюдать своеобразную «ярмарку тщеславия» среди тех, кому уж совершенно неудобно высказываться в стилистике О.И. Бендера перед открывшим рот Шурой Балагановым: «Обратите внимание, Шура! Безымянный палец моей правой руки унизан бриллиантом в...». Во сколько там карат, товарищ Бендер?..
Такая особенность восприятия окружающего мира и себя в нем характерна, конечно, и для госаппарата, и для силовиков, вполне соревнующихся по стилю жизни и отдыха с бизнесменами хорошего уровня, а то и переплевывающих оных. Однако забота об уровне коррупции «там» - это уж функция не профсоюзов, а соответствующих контролирующих органов. Но тогда что ж на них равняться-то - и по доходам, и по «стилю поведения»? Понять мотивацию подобного «равнения» поможет честный ответ на единственный вопрос: с кем вы, уважаемые профсоюзные лидеры? С истеблишментом или с членами профсоюзов? Можно, конечно, пытаться вести себя так - одна нога здесь, другая там. Так сказать, ловко меняя пиджак от Армани на промасленную спецовку. Но даже у Труффальдино из Бергамо были известные проблемы. А ведь его «двое господ» друг с другом колдоговор не подписывали.
Резюмируя сказанное: кроме разработки идеологических принципов, нужна их, что ли, адаптированная для практического внедрения версия. Над таким предложением можно и посмеяться. А можно вспомнить, что сегодня нет публично всеми одобренной положительной модели поведения профсоюзного руководителя, работника и активиста. Нужен кодекс поведения. Причем такой, которым можно как руководствоваться самому, так и оценивать стиль, форму и содержание работы окружающих тебя активистов. До некоторой степени началом для формирования такого кодекса могут послужить результаты конкурса «Профсоюзный Авангард». Собственно, он для формирования таких ориентиров и создавался.
НУЖНЫ ЛИ БУМАГИ?
И тут мы сталкиваемся с традиционным айсбергом, о который разбилось уже множество «Титаников» профсоюзных реформ. Возникает понимание проблемы. Как ее решить? Садятся умные люди и пишут Концепцию. Да хоть тот же Кодекс поведения. Или даже - Программу! Печатают ее в потребном количестве экземпляров и... кладут в шкаф. На этом обычно активная жизнь Концепции, Кодекса и Программы заканчивается, а начинается - бумажно-отчетная фаза. Резонный вопрос: а зачем нужны цельная идеология и кодекс поведения, если потом они никоим образом не проявятся в реальной, повседневной жизни? Стоит ли ради дополнительной пачки документов рубить пару деревьев?..
Сегодня у профсоюзов - наверное, на любом уровне иерархии - есть вполне конкретная качественная проблема. Вот профком. Перед ним возникает проблема, допустим, юридического свойства, которую он не может разрешить самостоятельно. Логично было бы обратиться в обком профсоюза (ну, или в ЦК - при «двухзвенке»). А вот получит ли профком нужную ему помощь? Не факт. В известном смысле и потому, что почти нигде не разработано чего-то вроде «минимального перечня услуг» для каждого из этих самых иерархических уровней. То есть - чтобы профком знал: ему обязаны предоставить в обкоме помощь юриста. А если «послали», то такой обком формально-юридически недееспособен, и есть уверенность, что он понесет соответствующее наказание. Соответственно, и каждый член профсоюза знает «минимальный перечень услуг», который ему обязан предоставить его профком. Короче - принцип понятен.
Вроде бы хорошая идея - чтобы все знали, что конкретно каждый уровень кому должен. Я ее изложил одному коллеге. А он и говорит: «Вот и еще одну бюрократическую круговерть запустим. Мало нам сегодня форм для бессмысленной отчетности - будет еще одна!». Тут я сел и задумался.
ДВИЖУЩАЯ СИЛА
Вот есть гендерный принцип. Заключающийся в том, что все люди, вне зависимости от пола, имеют право на равные, достойные условия труда и т.д. Есть так называемая «молодежная политика». Она заключается (если уж совсем грубо и неэстетично) в том, чтоб продвинуть как можно больше молодежи на разные позиции в профсоюзах. Пока профсоюзы не вымерли от старости и - иногда сопутствующей старости - мудрости. Есть даже, говорят, и информационная политика. Хотя что скрывать - многие профсоюзные руководители живут по Экклезиасту (во многих знаниях - много печали), а расстраиваться никто не хочет. (Оставим пока за кадром идею внедрить «умственный принцип» - поощрять умных и гнать дураков.)
И какие бы замечательные идею, идеологию, набор организационных мер ни породили выдающиеся мыслители - перед нами ВСЕГДА будет стоять один и тот же вопрос: кто будет локомотивом практической реализации этой идеи? Кто будет выступать в качестве субъекта этих изменений?
(Продолжение следует) Автор: Шершуков Александр
|